Вебмастера и оптимизаторы смирились: защитить контент от копирования и перепубликации практически невозможно. Даже если технически закрыть возможность копирования со страницы, продвинутые злоумышленники все равно сделают это. И ваши статьи появятся на страницах другого сайта.
Проблема усугубляется тем, что поисковые системы никак не защищают правообладателей. Украденный контент может ранжироваться гораздо выше страниц вашего сайта. Этому есть 2 объяснения:
- добавленная ценность — когда контент не просто перепечатан, а обработан и обновлен, дополнен новыми данными;
- оригинальность контента — не самый важный фактор ранжирования. Алгоритм учитывает сотни метрик и параметров, по которым определяются позиции сайта по запросу.
Юристы дали простой алгоритм действий в случае обнаружения краденного контента.
Как определить краденный контент
Есть несколько гарантированных способов определить, какой контент скопирован с вашего сайта:
1. Поисковый запрос части текста — копируем абзац, берем его в кавычки и делаем запрос в Google и Яндекс. Поисковая выдача покажет страницы, на которых присутствует указанный фрагмент в неизмененном виде.
2. Антиплагиаты — они помогут найти злоумышленников, которые используют поверхностный рерайт. Результаты проверки покажут страницы, которые полностью или частично заимствовали ваш контент.
3. Поиск по картинке — часто вместе с контентом, который могут частично видоизменить, копируют и изображения.
Советы юристов: что делать, если контент украли
Не весь контент защищен авторским правом. Объекты авторского права изложены в статье 6 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». А статья 8 того же закона указывает, что не является объектом авторского права:
- официальные документы и их переводы;
- государственные символы и знаки;
- произведения народного творчества;
- сообщения о событиях и фактах, носящих информационный характер (то есть новости).
В отношении таких материалов претензии подавать бесполезно.
Если результаты проверки авторского контента выявили нарушителей, то в первую очередь необходимо собрать доказательства: сделать скриншоты, скопировать ссылки.Скрины необходимо заверить у нотариуса, чтобы они приобрели юридическую силу.
Провести полный сбор информации о нарушителе: адрес сайта, хостинг, контакты, данные владельца сайта (получить можно по Whois — это бесплатный инструмент с информацией о владельцах доменов сайтов).
После сбора всей информации о нарушителе, нужно подготовить доказательную базу: исходники и документы, подтверждающие права на контент. К таким документам могут относиться: договора, технические задания, акты приема-передачи с исполнителями, эскизы, наброски, исходники.
1. Написать по контактам на сайте
Иногда помогает самый простой способ: обращение по контактам, указанным на сайте, с просьбой удалить заимствованный контент. Форма обращения свободная. Возможно, вебмастер и не догадывается о нарушении чьих-то авторских прав.
2. Направить официальную претензию
Здесь лучше заручиться поддержкой юристов, чтобы претензия была:
- составлена корректно;
- учитывала все обстоятельства;
- имела юридическую силу.
Если претензию составляете самостоятельно, не забудьте указать срок предоставления ответа — 30 календарных дней. Также можно указать последствия, если нарушитель не отреагирует на текущее обращение — суд.
3. Другие методы
Обращение в хостинговую компанию — направьте все собранные доказательства: ссылки на украденные материалы, на исходные страницы, переписку или зафиксированные обращения к нарушителю. Если хостинг-провайдер посчитает, что ваши права нарушены, то может отключить сайт.
Обращение в поисковые системы — можно направить жалобу в Google, Яндекс же не занимается такими вопросами, здесь смогут помочь исключительно с аудиовизуальным контентом, в отношении которого вы являетесь обладателем исключительных прав или исключительной лицензии. В Яндексе можно воспользоваться вот этой возможностью. Есть вероятность, что нарушителя исключат из выдачи.
Отметим, что поисковая система никак не сможет добиться удаления контента с сайта-нарушителя, но может исключить такие страницы из индекса или значительно понизить в поисковой выдаче.
Сторонние сервисы по типу DMCA.com — платный сервис, который возьмет на себя весь процесс разбирательства.
4. Обращение в суд
Это крайняя мера, которая требует поддержки компетентных специалистов. Компенсацию по иску определяет суд: она может варьироваться от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Чаще всего спор решается на этапе досудебных разбирательств, так как суд — достаточно длительный и затратный по деньгам, времени и силам процесс для каждой стороны. Не каждый владелец сайта захочет и сможет довести дело до конца.
Суд чаще всего принимает сторону заявителя, если правильно собраны все доказательства. Но гарантий никаких нет.