Добрый день!
Меня зовут Панарина Ольга.
Сколько себя помню, я руководила людьми.
Наверное, со школы, когда была культоргом и с переменным успехом организовывала школьные мероприятия.
В первый же день учебы в университете, я попала в редакцию газеты факультета, потом была редактором газеты в «Клубе интернациональной дружбы и солидарности» университета, культоргом курса, режиссёром различных студенческих капустников.
Позднее, уже в профессиональной сфере – главным бухгалтером, руководителем группы аудиторов, начальником отдела, 12 лет – наемным руководителем предприятия.
И, наверное, только сейчас, когда я уже 5 месяцев никем не руковожу, вдруг осознала, что собственно, руководство людьми, их обучение, постановка перед командой правильных задач и достижение результата составляют мою сущность. Что я просто не могу без этого. Что все потеряло вкус, цвет. Что работа, которая раньше воспринималась как хобби, теперь не радует и не вдохновляет.
Поиски новой работы на руководящую должность привели к интересному результату: я вижу ошибки руководителей компаний и/или HR-специалистов, куда я потенциально претендую устроиться, и понимаю, что в этой команде не хочется работать. Да и выявился еще один нюанс: когда 12 лет принимаешь людей на работу, оказывается самой сложно пройти интервью. На одном из них мне так и сказали: «Не понятно кто кого интервьюирует, мы вас или вы нас».
Все это навело меня на мысль о написании ряда небольших статей, объединенных общей темой: «О директорах, начальниках, руководителях, которых все считают баранами, а они видят перед собой толпу баранов».
В этих статьях, я решила рассказать о своем опыте, иногда удачном, иногда совсем не удачном, о теоретических знаниях, проверенных на практике, о своих ошибках и ошибках других руководителей (ведь за одного битого двух небитых дают), дать полезные и вредные советы, а также просто рассказывать, как я ищу работу и что при этом происходит.
Итак….
Сейчас, если эту статью читает кто-нибудь из руководителей, то он наверняка скажет: да я и сам все знаю…
И у него в глазах промелькнет то, что каким-то таинственным образом появляется в глазах у всех начальствующих особ вместе с должностью:
«1. Начальник всегда прав. 2. Если начальник не прав, то смотри пункт 1.»
Не смешно…
Кто сказал, что ВЫ ВСЕГДА ПРАВЫ?
Никто не сказал… Просто вместе с записью в трудовой книжке или подписанием контракта, свыше сходит некоторый набор негласных правил:
- я начальник – ты дурак;
- если ты меня не слушаешься, то я а) отомщу, б) скоро отомщу, в) жестоко отомщу;
- хочешь нажить кровного врага – возрази мне!
Вы когда-нибудь пытались возразить или оспорить мнение своего начальника? Или своего коллеги-начальника, находящегося на одном уровне с вами? Просто сказать, что идея его не выгорит, что лучше сделать так-то и так-то, что работа вверенной ему службы организована не оптимально?
Тот еще аттракцион… Кроме бури негодования, возражений, начала долгой подковерной войны и перехода на личности, даже если вы на личности не переходили – вы ничего чаще всего не получите.
Я долго размышляла над этим феноменом, и пришла к выводу, что чаще всего (не всегда!) в лидеры, директора и начальники выбиваются именно такие люди, которые априори не видят своих ошибок и внутренне имеют оооочень высокую самооценку и самоуверенность в самом негативном смысле этого в общем-то нейтрального понятия. Она может быть не подкреплена ни опытом, ни знаниями, это просто есть в человеке, как некий талант или другая особенность личности. Это мешает им слышать точку зрения, отличную от их точки зрения. И это заставляет их воспринимать критику своей работы как критику своей личности, то есть руководители часто отождествляют себя и свое дело.
Но! Я не знаю, уловили ли вы эту тенденцию последних нескольких лет или нет, но буквально по единицам стал появляться Новый тип руководителя.
Я заметила этот тип на конференциях по Общим Центрам Обслуживания, когда любая ошибка или неудача воспринимались людьми, облаченными властью не как повод для расстройства или наказания, а как точка роста.
Меня так захватила эта идея, что на любую критику коллег или своих подчиненных я стала действовать необычным для самой себя образом: спокойно и конструктивно, не обижаясь и не вспыхивая от гнева, старалась наоборот уточнять что не так в моей работе или работы моей службы, подробно разбирать ситуацию и выправлять процесс.
И далее мне посчастливилось встретить одного директора, который в качестве презента дал нам с коллегой пакет продукции вверенного ему завода со словами: «Попробуйте! И не говорите, что у меня хорошо, это я и сам знаю! Скажите мне, что у меня плохо, чтобы я мог улучшить производство!»
Полезный совет 1: прочтите книгу Ярослава Глазунова «Антититаник». В ней, одной из причин гибели Титаника, автор называет излишнюю самоуверенность капитана, которая не позволила ему увидеть многие тревожные сигналы, услышать советы и правильно оценить ситуацию.
Не так ли поступают многие современные директора и начальники?
Полезный совет 2: Последите за собой: как вы реагируете на критику?
Вредный совет: ни в коем случае не читайте «Антититаник» (напрасная трата времени), если на Полезный совет 2 вы ответили, что вы - СОВЕРШЕННЫ, и никакой критики в ваш адрес быть не должно, а если таковая и есть, то люди глупы и ничего не понимают в вашем величие!
P.S. У меня есть любимая начальница. Она читала «Антититаник». Она от него была в восторге. Но … по-прежнему не слышит... ;-)
С надеждой и верой в ваше светлое будущее,
ваша Ольга.