Мать почистила мандаринку, разорвала её пополам и положила на стол. Я не знаю, было это сделано специально или нет, однако мандаринка разделилась не ровно, одна половинка имела на один сегмент больше.
Я спросил:
Хочешь мандаринки?
Она сказала своё чёрствое
Нет.
Я потянулся взять обе половинки и она мне с претензией:
А, что, делиться не надо?
Я отдёрнул ручки и спросил:
Ты какую половинку хочешь?
Она молчит.
Мама, возьми половинку, которую хочешь...
Она:
Ты сначала себе выбери.
Я подумал и потянулся за большей половинкой, а она мне злобно:
Вообще-то, тот, кто берёт первый должен брать меньшую половинку.
Я понял, почему она не брала первая...
Казалось бы полная ерунда, из серии, когда взрослый мужик обиделся на мать из-за половины мандаринки. Но это был не отдельный случай из жизни взрослого, а урок на всю жизнь пятилетнему ребёнку и данный случай на многие годы вперёд установил жёсткие границы для моего поведения.
Это привело к тому, что позднее я вообще боялся что либо взять, сидя за столом, чтобы никого не обидеть. Просто сидел и смотрел в одну точку часами за праздничными ужинами.
Помню то чувство ошарашенности и потерянности, но уж точно не щедрости, которой меня пытались научить.
Что я на самом деле выучил, это то, чтобы я не делал, как бы я не пытался решать проблему, я сделаю плохо и обижу других людей, а значит мне надо сидеть, не двигаться и помалкивать.
КОММЕНТАРИЙ Психолога Евгении Богдановой
В основу этого обзора-комментария легло анонимное детское воспоминание. Когда ребенку было 5 лет, он попался на такую уловку токсомамы: она почистила мандарин специально на неравные части, положила на стол и дальше предлагала ребенку сначала самому взять фрукт (хотя он уступил маме), потом она настояла, чтобы он сам взял ту часть, которая нравится ему и снова раскритиковала его выбор.
В общем, все это было сознательно и специально, высосала из пальца повод спустить собак на сына.
Помните, мы с вами уже говорили, что структура личности складывается из мелочей (история про отобранную игрушку в песочнице и откусанное мороженное, о том, что щедрость насилием не воспитывают)? Так вот, это еще одна такая ситуация.
Во-первых, из-за токсичных игр матери у ребенка сформировалось стойкое убеждение, что любой его выбор будет ошибкой и обидит других, а, во-вторых, возникла связь «совместный обед = тревога, ничего не трогай, не бери, иди голодный».
К слову, тревожность и пассивность в таких случаях обычно распространяются на всю жизнь. И страх что-то взять тоже справедлив не только в отношении еды.
Что же делать? Во-первых, взрослым взглядом оценить эту ситуацию. Для 5 лет ребенок рассуждал более чем хорошо, он все сделал правильно. И именно тогда человек поступил как здоровая, зрелая личность (парадокс). Тогда он уважал свои границы и желания. Осталось в настоящем времени вернуться в то состояние с учетом нынешней жизни. Это реально, и на практике я много раз убеждалась в этом.
Не забывайте подписываться на наш канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.
Больше информации о токсичных отношениях, в инстаграм Евгении Богдановой практикующего психолога, основателя проекта "Токсичные родители💔 "
Ваш лайк и помощь нашему проекту , позволят большему количеству людей получить поддержку. Спасибо!