От девятнадцатилетнего ли парнишки Петра Ершова, вынырнувшего из тьмутараканного Тобольска, произошёл «а ля народный шедевр» «Конёк-Горбунок», или от генерального поэта всея России Александра Пушкина (или это некое соавторство – следствие разберётся), но и самая стихотворная сказка, ровно как и балеты на её основе, окружены мистификациями с удивительными кульбитами подсмыслов.
«НАРОДНОСТЬ» ИЛИ «СВЕТСКОСТЬ»
Собственно, балетам – как либретто, так и музыке, так и хореографии – априори, ну или «по природе явления», полагается быть уникальными, но всё-таки «ремиксами на литературное произведение», лёгшее в сценографическую основу (если таковой алгоритм случился). Ибо балет это танцевально-музыкальное иносказание, или непрямое высказывание (переложение, перевод на другой жанровый язык) его литературного прототипа.
Заметим также, что понятия «народный балет» категорически не существует. Оттого, что в балете заняты люди, а не, к примеру, медведи, «народным» балет не становится. Это всё-таки не массовое искусство.
Жанр «балет», как мы знаем, выпестовался из знатных дворов – от королевского уровня до светского. Рождался он из придворных потешек, коротких постановок, длинных спектаклей, из театрализованных славословий и забав разного рода, вплоть до грандиозных, в помещениях и в естественных условиях.
Далее, к развлечениям-спектаклям приклеились профессиональные исполнители: актёры, певцы и танцоры.
Спектакли стали сопровождаться специально выдуманной музыкой, а танцы – инливидуальной хореографией, записываемой, к примеру, на бумаге.
То сценическое театрализованное действо, где преобладает специальный динамический танец с набором канонических движений, исполняемый тренированными профессионалами и сопровождаемый синхронной музыкой, и принято называть балетом.
Так что «народное искусство» и «балет» – понятия трудно совместимые.
БАЛЕТЫ НА ОСНОВЕ ЕРШОВО-ПУШКИНСКОГО «КОНЬКА-ГОРБУНКА» - И МУЗЫКА, И ЛИБРЕТТО, И СОБСТВЕННО ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЭТО ПО-НЕОБХОДИМОСТИ (раз уж в основе замаскированный политизированный прототип) ЕСТЬ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕРЕДАННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (у Р.Щедрина и в фильмах), ИЛИ ЕГО МИМИКРИЗАЦИЯ И ПОДАВЛЕНИЕ (у А.Сен-Леона).
ПРОПОРЦИЯ ПОЛИТИКИ И ИСКУССТВА, ТОНКИЙ ИЛИ «ТОЛСТЫЙ» НАМЁКИ НАПРЯМУЮ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ ИНТЕРПРЕТАТОРОВ.
СКАЗКА В ЦЕЛОМ ПОДАНА КАК ОХУДОЖЕСТВЛЁННОЕ, НО ТАКИ БАЛАГАННОЕ ШОУ: УЖ ТАКОВ РУССКИЙ ДУХ. АКЦЕНТЫ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ТАНЦЕВАЛЬНОМ ФРАГМЕНТЕ РАССТАВЛЕНЫ СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ И ТАЛАНТА АВТОРОВ.
НАРОДНОСТЬ ТУТ НЕСОМНЕННО ПРИСУТСТВУЕТ, НО В КАЧЕСТВЕ СВЕТСКОГО ВИДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА.
САМОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВО ВСЕХ БАЛЕТАХ КОНЬКА-ГОРБУНКА ЭТО НЕИСТРЕБИМАЯ ЖАЖДА СКОМОРОШЕСТВА. ТУТ ДАЖЕ ФРАНЦУЗ СЕН-ЛЕОН ПОПАЛ В ЗАПАДНЮ.
ПЕРВЫЙ БАЛЕТ 1864 года
«Конёк-Горбунок, или Царь-девица» это балет по указанной сказке «мало понятно КОГО» – П. Ершова или А. Пушкина. Официальная версия, что это всё-таки П. Ершов с пушкинскими консультациями и поправками.
Неофициальная «конспирологическая версия», постепенно набирающая силу, что это всё-таки А. Пушкин, таким способом прячущийся от завуалированного царского покровительства равно контроля.
А. Х. Бенкендорф из III-го отделения Собственной Е.В. канцелярии, а также первые издатели бумажного варианта «Конька» играют в этой «задумчивой и провокационной» истории важные роли.
Композитор – Цезарь Пуни. Либреттист и балетмейстер Артур Сен-Леон.
Считается, что это первый большой балет на русскую национальную тему, где были использованы русские мелодии.
Сказка «Конёк-Горбунок» целиком была издана в 1856 году. А первый отрывок, подписанный П. Ершовым, в 1834 году. Произведение ждало признания 22 года!
Композитор Цезарь Пуни и французский балетмейстер Артур Сен-Леон по подсказке русских друзей создали на основе сказки БАЛЕТ.
Демократические идеи, заложенные в сказке автором (соавторами-мистификаторами) интересовали Сен-Леона лишь постольку, поскольку они могли навредить балету: его предполагалось поставить на императорской сцене в Петербурге.
Ввиду этого сюжет сказки был радикально перелицован. Вместо аллегории отмены крепостного права (в сказке), Царь-девицы (желанная свобода), Иванушки (добрый и простоватый русский народ), Конька-Горбунка (светлый гений России), на сцене предстала алогичная, якобы народная, на деле нелепая драматургия.
Клюкву, гротеск и бездну динамических впечатлений (включая дикие пляски двадцати двух народов России) завершил грандиозный апофеоз-славословие Александру II. Всё как в Римской империи (лавры, разорванные цепи, восходящее солнце).
Демократическая критика того времени увидела в данном балете безвкусицу. Официальная критика отнеслась к балету благожелательно. О советских искусствоведах, видящих во всём искусстве марксизм, ленинизм и борьбу пролетариата, лучше не говорить.
В балете на долгое время воцарился сусальный псевдорусский стиль. «Клюква» – как сказали бы сейчас. «Клюква» Конька-Горбунка цвела и плодоносила 160 лет.
В плане долговечности спектакля особо следует отметить музыку Ц. Пуни и блестящую работу исполнителей ролей Иванушки и хана.