Найти тему
НУАР-NOIR

Криминальный фарс, который принес известность Сергею Безрукову

Вспомнилось, что фильм «Китайский сервиз» (1999) я видел сразу же после выхода на экраны, а ещё отчасти был знаком с представителями съемочной группы. Это ли не повод написать про ленту, которая стала своего рода пограничным столбом (в части культуры), разделявшим уходящие в прошлое «лихие девяностые» и мерцающие на горизонте «сытые нулевые»?

Несмотря на то, что в фильме был собран удивительный ансамбль актеров (от Янковского и Меньшова до Самохиной), не исключено, что в истории отечественного кинематографа кинокартина рискует остаться, так как принесла известность мало кому тогда известному Сергею Безрукову. У него, конечно, были до этого эпизодические роли во всякого рода новогодних мюзиклах (вспоминайте «На бойком месте» или третью часть «Старых песен о главном»), но так, чтобы образ, на котором держался весь сюжет…

Итак, плывет по Волге роскошный корабль «Святитель Николай». В стране - 1913 год, эпоха ленивого процветания и декадентских утех. На корабле играют «по-крупному». В смысле в карты. И именно сюда прибивается молодой скотопромышленник Коля Сидихин, которому страсть как охота попасть в высшее общество. И для этого он готов делать большие и рисковые ставки.

У фильма есть несколько сюжетных линий. Однако главной оказывается сугубо криминальная. На корабль почти инкогнито прибывает сыщик Мышко (явная аллюзия на начальника московского дореволюционного угро Кошко). Тот вместе с помощницей должен изобличить банду мошенников, которые намерены провернуть «аферу века». Но кто они? Выявить их не так-то просто, если вокруг масса игроков и эксцентричных типов.

По формальному признаку «Китайский сервиз» отсылает нас к легендарным авантюрным комедиям: «Афера», «Блеф», «Ва-банк». Однако если посмотреть на фильм уже сугубо внутри отечественного кинематографа, то он опирается на тему «детектив в стиле модерн». А потому его можно рассматривать как завершение непредумышленной трилогии, которая началась с ленты «Первая встреча – последняя встреча» (1987). А затем была продолжена кинокартиной «Черная вуаль» (1995)

Советский фильм с «их» взглядом на «нашу» гражданскую войну

Все три фильма говорят о криминале, который случился в 1913 году. Хотя тональность и стилистика у кинокартин категорически разная. Они будто бы напоминают пословицу про то, что история повторяется дважды. Сначала как фарс, затем как трагедия. Только фарс и трагедию поменяли местами. Если «встреча» – это типичный исторический нуар, который был создан в антураже Петербурга, то «Чёрная вуаль» наследует традиции именно трагедии, как особого литературного жанра.

Мрачное влечение миров Оливера Одмарка

«Китайский сервиз» - фарс в его чистом, почти незамутненном виде. С шутками, музыкальными темами, розыгрышами и двуличными персонажами. Многие не могли понять, что собой символизировал штабс-капитан Пантелеймон Суматохин? А это прямая отсылка к нарождавшемуся в те годы новому культурному явлению – собственно кинематографу. А потому все падения и скатывания – это как бы указания на трюки в стиле Чарли Чаплина и Бастера Китона.