Найти тему

БМД-1: специально для десантников

Всем привет!

В этом году 2 августа отмечается День ВДВ. В связи с этим я решил внести еще больше разнообразия на канал и рассказать о советской боевой машине десанта, первой в своем роде – БМД-1.

Источник фото: kargoteka.info
Источник фото: kargoteka.info

История нашего героя началась еще в начале 60х гг. Идея создания боевой машины, способной транспортировать десантников, десантироваться вместе с ними с транспортных самолетов и при этом держать оборону, принадлежит командующему ВДВ СССР В.Ф. Маргелову. Машина должна была защищать экипаж от пуль и осколков, преодолевать водные преграды и быть подходящей для транспортировки по воздуху. Такое техническое задание было дано в 1964 г. нескольким машиностроительным заводам. Лучший прототип получился на Волгоградском тракторном заводе, его и приняли в производство.

В 1968 г. машина была запущена в производство, и параллельно начались ее испытания в войсках с целью выявить и оперативно исправить возможные недочеты. Испытания удались, и в следующем году БМД-1 приняли на вооружение.

Источник фото: war-book.ru
Источник фото: war-book.ru

При рассмотрении снаружи – чем не легкий танк. Конструкция БМД-1 мало чем отличается от классической танковой, однако в первую очередь машину отличает легкая броня из алюминиевого сплава. Такое решение было направлено на уменьшение веса техники, однако защищенность экипажа была низкой: броня выдерживала только огонь из орудий калибра до 12,7 мм и осколков гранат. Хотя техническое задание это и предписывало.

Силовой агрегат располагался в задней части. Двигатель был дизельный, объемом 16 л и мощностью 250 л.с. Он позволял 7-тонной машине разгоняться до 65 км/ч, однако скорость для военной техники – далеко не самый важный показатель.

Важно то, что БМД-1 мог преодолевать водные преграды, причем направление движения регулировалось специальными заслонками, а щитки на носу предотвращали попадание воды внутрь:

БМД-1 переплывает реку. Источник фото: war-book.ru
БМД-1 переплывает реку. Источник фото: war-book.ru

На башню БМД-1 в основном устанавливали пушку 2-А-28 «Гром» калибра 73 мм, но также машина вооружалась 125-мм противотанковой ракетной установкой «Малютка». Экипаж же машины состоял из трех человек: механика-водителя, командира и стрелка, а также БМД-1 был способен перевозить четырех десантников.

На базе нашего героя в 1974 г. был создан бронетранспортер БТР-Д, схожий по конструкции и вооружению, но отличавшийся большей вместимостью – 9 бойцов десанта вместо четырех.

БТР-Д. Источник фото: wiki2.org
БТР-Д. Источник фото: wiki2.org

За все время эксплуатации БМД-1 сумел показать себя во многих военных конфликтах. Они побывали в Афганистане, участвовали в Чеченских войнах, воевали в Нагорном Карабахе и, как бы ужасно это не звучало, на востоке Украины.

БМД-1 в Афганистане. Источник фото: regnum.ru
БМД-1 в Афганистане. Источник фото: regnum.ru

Но эти же машины сумели поучаствовать и в военных парадах на Красной площади:

Источник фото: arsenal-info.ru
Источник фото: arsenal-info.ru

Сегодня некоторые БМД-1 находятся на вооружении в странах бывшего СССР, но в нашей стране они уже потеряли актуальность. Но в этом даже есть плюс: во многих российских городах стоят памятники БМД-1, благодаря которым любой человек может познакомиться с боевой машиной поближе. Так что в качестве бонуса памятник БМД-1 на мемориале воинам-интернационалистам в Красноярске:

-7

БМД-1 – боевая машина советских десантников, славно прослужившая более 40 лет. Нынешние ее потомки носят новые численные индексы, но все же в основе их – первая БМД, которой сегодня во многих городах нашей страны говорят «большое спасибо» через памятники.

Есть ли памятники БМД-1 в ваших городах? Пишите в комментариях и выкладывайте фото, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!