Умберто Эко — это не просто писатель. Каждая его книга становится исключительным событием, причем не только в силу исключительно его писательских талантов. Его романы — не просто литературные произведения, а удивительно сложные и одновременно ажурные, легкие конструкции, сплетающие воедино историю, науку, детективный сюжет, человеческие судьбы, подлинные факты и вымысел.
Все это в полной мере относится к роману «Маятник Фуко». История трех интеллектуалов, запутавшихся в собственном интеллекте и попавших в лапы порожденных ими же чудовищ, блуждавших в этом постмодернистском лабиринте. Или обширное руководство по эзотерической конспирологии — от самых теософских основ до практического руководства по оболваниванию свежих неофитов. Или тонкое издевательство над теми, кто тратит свой разум на эту конспирологию, постепенно теряя грань между реальностью и фантазиями.
- Рано или поздно сумасшедшие кончают тамплиерами.
- Все?
- Нет, есть сумасшедшие без тамплиеров. Но которые с тамплиерами, опаснее.
«Маятник Фуко» - это тот случай, когда, рассказывая о книге, можно не беспокоиться о случайных спойлерах, поскольку пересказывать сюжет романа бессмысленно — не потому, что сюжета нет, а потому, что сюжет — это лишь один из множества аспектов этого шедевра постмодернизма. Эко в первую очередь - ученый, первый роман («Имя розы») он написал в 48 лет, а до этого и не помышлял о литературной деятельности, и тем не менее буквально произвел своего рода переворот в литературе. Считалось, что в современном литературном пространстве бестселлером может стать лишь динамичное, не перегруженное «излишними» философскими рассуждениями произведение с четким и незатейливым сюжетом — и вот выходит «Имя розы» - роман, от начала до конца представляющий собой постмодернистскую головоломку в готической оболочке «средневекового детектива» и взлетает в топы продаж, а следом к нему присоединяется еще и «Маятник Фуко».
Как известно, «сон разума порождает чудовищ». Эко в «Маятнике» очень наглядно демонстрирует, что не только сон, но и употребленная не во благо активность этого самого разума способна породить целый бестиарий, причем смертельно опасный для его создателей. Герои романа начинают «от нечего делать» придумывать всемирный заговор, даже не подозревая, что заговор вдруг станет реальным, а они окажутся втянуты в его безумный водоворот. В каком-то смысле основную идею можно описать издевательским афоризмом Козьмы Пруткова:
Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется
Если разобрать этот афоризм буквально, то можно сказать, что роман Эко написан обо всех его составляющих: и самой «интеллектуальной пище», и о тех, кто ее производит, и о тех, кто ее, так сказать, «потребляет». Эко презрительно называет их «одержимцами», и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, кого он имеет в виду — достаточно только вспомнить вашего соседа или коллегу, пристально следящими за ковырнадцатым сезоном «ботвы экстрапенсов» или очередных «научных» открытиях Игоря Рептилоидовича Прокопенко. Эко лишь делает маааленкий шажок вперед, к тому, что произойдет, если «одержимцы» от потребления перейдут к реализации бредовой продукции, вызревающей в их сумеречном сознании.
Кстати, о производстве конспирологии и прокопенках. Эко с особым удовольствием прошелся по издательствам vanity press, публикующих любых авторов — за их собственный счет, само собой. Сеньор Гарамонт организовал настолько идеальный бизнес на этой поистине бескрайней ниве, что его современные последователи — всяческие платные сайты «самиздата» лишь тиражируют прекрасную коммерческую схему, а армия графоманов только тому и рада.
Кстати, о коммерческом успехе — конечно же, слава «Маятника Фуко» не осталась незамеченной литературными ремесленниками, и вот уже появляются тщательно очищенные от ненужных «сложностей», иронии и пародийности ладненькие крепенькие поделки ремесленников от литературы, вроде Дэна Брауна, столь же далекие от оригинала, сколь майонезное месиво в столовке далеко от блюда, созданного Люсьеном Оливье в конце девятнадцатого века.
Конечно, о вкусах не спорят. Решайте сами, кто вы - создатели или потребители.