Найти тему

Мама — анархия: что интересно в «Черной вдове»

Оглавление

Синие волосы, «Утиные истории» и другие детали

🎬 Телеграм-канал «Тинтина вечно заносит в склепы»

Фото из инстаграма Дэвида Харбора (@ dkharbour)
Фото из инстаграма Дэвида Харбора (@ dkharbour)

Честно говоря, Четвертая фаза киновселенной Marvel настраивает на то, чтобы вообще не воспринимать фильмы и сериалы Disney как законченные произведения, скорее — как конструктор, с которым интересно возиться, додумывая ключевые единицы за сценаристов.

В этом смысле «Черная вдова» не вызвала отторжения, хотя это буквально набор сцен, порой связанный довольно символической логикой. И вот какие пункты хотелось бы выделить.

1. Синие волосы

«Черная вдова» (2021). Наташа Романофф в детстве (Эвер Андерсон)
«Черная вдова» (2021). Наташа Романофф в детстве (Эвер Андерсон)

Буквально с первой пробежки синеволосой Эвер Андерсон в терренсмаликовском пригороде (так пахнет парадиз детства) ощущение инди-правдоподобия рушит самый теплый цвет: сложно представить как обыденность — ребенка с голубыми волосами в 1995-м, тем более — в семье с постсоветским кодом. Тем не менее это ключевая деталь: цвет волос Черной вдовы — маркер ее идентичности, напоминание, что она всю жизнь адаптируется, привыкает к предлагаемым обстоятельствам. Жизнь с неродными, командировка на Кубу, муштра, бега, гордый статус Мстительницы.

2. Генерал Дрейков

«Черная вдова» (2021). Генерал Дрейков (Рэй Уинстон) и Мелина Востокофф (Рэйчел Вайс)
«Черная вдова» (2021). Генерал Дрейков (Рэй Уинстон) и Мелина Востокофф (Рэйчел Вайс)

Такой же пунктир — антагонист Дрейков, генерал. Последнее, кажется, формальный статус: в кабинете и повадках Рэя Уинстона угадывается масляная жуть советского функционера, огромное эго, быстро адаптирующееся к новым реалиям, что вывело его на торговлю оружием и использование «вдов», а также патриархальный комплекс быть самым жутким (эхо этой идеи аукается даже в бунтующих героях «Кислоты» Горчилина). Отсюда же символическая, по сути, власть «красной комнаты» — начальственного Кабинета, — закрепленная мужским феромоном. Все это красиво как горстка образов (в «Берлинском синдроме» у Шортланд жизнь в окружении тоталитарной архитектуры вела к тоталитарному мышлению), но опять же — предложение сыграть с кубиками, достроив авторские упрощения в удобную схему.

Источник: t.me/memehunter
Источник: t.me/memehunter

3. «Утиные истории»

Об этом (пунктирности), к слову, фильм предупреждает чуть ли не с порога, показывая две сценки из «Утиных историй»: когда Красный страж возвращается с работы домой, — а потом на титрах. В любимом мультсериале детства столько острых углов и перегибов, что симпатизировать дядюшке Скруджу решительно невозможно.

«Черная вдова» (2021). Красный страж (Дэвид Харбор)
«Черная вдова» (2021). Красный страж (Дэвид Харбор)

4. И последний пункт, смыкающийся с первым. Клюквенная, нескладная сцена семейного застолья, обладающая при этом парадоксальной ламповостью (очень родное замечание «не сутулься», комичные попытки Харбора влезть в костюм супергероя), это взросление в чистом виде. Вдова видит «семью» не как священных родных (Малик!), но как шайку несчастных, зажатых в каких-то своих неврозах и культурных/социальных стереотипах. Это шахматная партия, со скрипом разыгрываемая по ролям. Как вообще все в фильме — со скрипом воспроизводимая схема: шпионского триллера, супергеройского подвига, эксплуатации — долга, отеческих чувств, детского бессилия, открывающего простор для манипуляций.

«Черная вдова» (2021). Елена Белова (Флоренс Пью)
«Черная вдова» (2021). Елена Белова (Флоренс Пью)

p.s. Отдельно хотелось бы фильм про Елену Белову (Пью) с ее дворовым акцентом и вообще аурой «висят года на мне — не бросить, не продать». Кажется, ее здорового скепсиса и брутальной комичности очень не хватает Киновселенной Marvel.

Подписывайтесь на канал | Слушайте подкаст | Подробнее о «Тинтине»