Как выглядело рабочее место советского тракториста в 1930-х годах.
Это трактор СХТЗ-15/30.
Лицензионная советская версия американского трактора McCormick-Deering 15-30, которая выпускались в Харькове и Сталинграде под маркой СХТЗ-15/30.
Совершенно утилитарное, если не сказать спартанское рабочее место, которое назвать кабиной язык не поворачивается.
Никакого укрытия от ветра, дождя и снега не предусмотрено в принципе.
Металлическая чашка сиденья жёстко закреплена на металлических полосах (на некоторых других сохранившихся тракторах СХТЗ-15/30 задней полосы нет, что даёт некоторую надежду на амортизацию).
Руль справа, обод металлический с отверстиями (были накладки?).
Слева рычаг тормоза.
В центре на тоннеле привода ныне утраченный рычаг КПП (осталось отверстие).
Под рулём две педали (газ и сцепление?) из которых сохранилась только одна.
Вот так смотрел вдаль тракторист.
Прямо перед ним топливный бак (керосин), перед которым двигатель.
Высокая труба слева - воздухозаборник.
Глядя на неё понимаешь, что тракторист при работе был доступен не только солнцу, дождю и ветру, но и плотному облаку пыли.
Из пола выступают КПП и главная передача.
На всякий случай, положения рычага КПП и включаемые им при этом передачи отлиты прямо в металле на крышке коробки.
Три скорости вперёд и ЗХ (задний ход).
На передней панели под баком три переключателя электрооборудования.
До сих пор щёлкают.
Между левым задним колесом и корпусом можно увидеть тормозной механизм.
Механический ленточный тормоз с ручным приводом от рычага в "кабине".
Чем сильнее тянешь - тем лучше тормозит.
Рукоятка запуска двигателя "кривой стартёр", никакого электропуска - всё руками.
Ещё на этом фото хорошо видно полное конструктивное отсутствие какой либо амортизации в передней подвеске трактора СХТЗ-15/30.
Но она хотя бы может качаться в поперечном направлении.
Задние-то колёса наглухо приделаны к корпусу и могут только вращаться, передавая все неровности трактористу без замедления и ослабления.
Комфорт - это не про трактора столетней давности, да.
Глядя на современные блестящие сельскохозяйственные машины с пневматиками колёс, амортизирующей подвеской, кондиционируемыми кабинами и регулируемыми сиденьями с подогревом и вентиляцией, сложно представить, что всего 70 лет назад работа тракториста была настоящим подвигом.