Найти тему
ru-memorials

Рабочее место тракториста

Как выглядело рабочее место советского тракториста в 1930-х годах.

Это трактор СХТЗ-15/30.

Лицензионная советская версия американского трактора McCormick-Deering 15-30, которая выпускались в Харькове и Сталинграде под маркой СХТЗ-15/30.

-2

Совершенно утилитарное, если не сказать спартанское рабочее место, которое назвать кабиной язык не поворачивается.
Никакого укрытия от ветра, дождя и снега не предусмотрено в принципе.

-3

Металлическая чашка сиденья жёстко закреплена на металлических полосах (на некоторых других сохранившихся тракторах СХТЗ-15/30 задней полосы нет, что даёт некоторую надежду на амортизацию).

-4

Руль справа, обод металлический с отверстиями (были накладки?).
Слева рычаг тормоза.
В центре на тоннеле привода ныне утраченный рычаг КПП (осталось отверстие).
Под рулём две педали (газ и сцепление?) из которых сохранилась только одна.

-5

Вот так смотрел вдаль тракторист.
Прямо перед ним топливный бак (керосин), перед которым двигатель.
Высокая труба слева - воздухозаборник.
Глядя на неё понимаешь, что тракторист при работе был доступен не только солнцу, дождю и ветру, но и плотному облаку пыли.

-6

Из пола выступают КПП и главная передача.

-7

На всякий случай, положения рычага КПП и включаемые им при этом передачи отлиты прямо в металле на крышке коробки.

Три скорости вперёд и ЗХ (задний ход).

-8

На передней панели под баком три переключателя электрооборудования.
До сих пор щёлкают.

-9

Между левым задним колесом и корпусом можно увидеть тормозной механизм.

-10

Механический ленточный тормоз с ручным приводом от рычага в "кабине".
Чем сильнее тянешь - тем лучше тормозит.

-11

Рукоятка запуска двигателя "кривой стартёр", никакого электропуска - всё руками.

Ещё на этом фото хорошо видно полное конструктивное отсутствие какой либо амортизации в передней подвеске трактора СХТЗ-15/30.
Но она хотя бы может качаться в поперечном направлении.
Задние-то колёса наглухо приделаны к корпусу и могут только вращаться, передавая все неровности трактористу без замедления и ослабления.
Комфорт - это не про трактора столетней давности, да.

-12

Глядя на современные блестящие сельскохозяйственные машины с пневматиками колёс, амортизирующей подвеской, кондиционируемыми кабинами и регулируемыми сиденьями с подогревом и вентиляцией, сложно представить, что всего 70 лет назад работа тракториста была настоящим подвигом.

-13