Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Сейчас вагоны принято делить на плацкартные, купейные, спальные и «Люкс» (они же VIP). А вот сто лет назад, вагоны главным образом делились на мягкие и жёсткие. Ну и ещё по четырём классам, впрочем об этом далее.
В чём различия между мягкими и жёсткими вагонами?
В принципе, тип пассажирского вагона, можно сказать, определялся по ощущениям в пятой точке - мягко, значит мягкий, жёстко - соответственно жёсткий. То есть, в мягких вагонах были диваны, оббитые сукном, в то время как в жёстких вагонах люди сидели на деревянных лавках.
В дореволюционную эпоху вагоны делились на 4 класса. В вагонах первого класса было нарядное внутреннее убранство, пассажиры сидели на мягких диванах, а сами вагоны выкрашивались в синий цвет. В них ездили высшие государственные чины, богатые представители купечества и так далее.
Вагоны второго класса были уже поскромнее. Мягких диванов там уже не было, однако до жёстких они тоже были далековато. В вагонах второго класса, к слову выкрашенных в жёлтый цвет, были лавки как в электричках, однако на них была мягкая подкладка.
Следом шли зелёные вагоны третьего класса - народные. Вот в них уже было как в электричках - жёсткие лавки. Про вагоны четвёртого класса переселенческого типа я рассказывал в отдельной статье. Там были спальные места, представлявшие собой жёсткие голые деревянные полки.
Так вот, вагоны I и II класса можно отнести к «мягким», а вагоны III и IV класса были жёсткими. Потом, когда появились купейные и плацкартные вагоны, эти термины всё ещё были актуальны.
Довоенные купейные и плацкартные вагоны
В жёстких плацкартных вагонах были лакированные деревянные полки, спать на них, конечно же, было не очень комфортно. В двадцатые годы вагон III класса превратился в «жёсткий плацкартный».
Однако жёсткими были ещё и купейные вагоны, так как поверхность полок представляла собой гнутую фанеру. В них было 38 мест. А вот мягкими тогда называли «Егоровские» купейные вагоны на 32 места, в которых вместо жёстких полок были пружинные диваны.
«Аммендорфы»
В 60х годах в ГДР для железных дорог Советского Союза стали выпускать плацкартные и купейные вагоны, в народе закрепившиеся под названием «Аммендорфы». Вот с этого момента деление пассажирских вагонов на жёсткие и мягкие начало размываться.
Что в плацкарте, что в купе, полки были в той или иной степени мягкими, деревянных «шконок» уже было не встретить. Сейчас мягкими вагонами в основном называют VIP вагоны, которые есть в составе, например «Красной Стрелы», «Экспресса №3/4» и «Гранд Экспресса». В двухместных купе этих вагонов располагаются мягкие диваны, кресла и широкие полки.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
► «Зачем нужен поезд дальнего следования, если на самолёте быстрее и удобнее?» - твердят на форумах. И правда, зачем?
► Автомобили на рельсах, они же локомобили! Каким образом и зачем это делается? (МНОГО ФОТО)
► По настоящему нечеловеческие условия. Прародитель плацкарта - дореволюционный вагон IV класса. Почти как в Индии!