Из серии "Дзен на даче".
Вот живешь всю жизнь на даче - и порой даже, не задумываешься, что у этого вполне провинциального (в лучшем смысле этого слова) места есть замечательная история, связанная, не побоюсь быть пафосной, с русским декоративно-прикладным искусством.
Для всех интересующихся антиквариатом фамилия Храпунов немедленно ассоциируется с фарфором от Храпунова-Новага (именно так!).
«Фабрика начала свое существование в 1818 году в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии (ныне - Ногинский район Московский области). Предприятие основали три брата Новых, поставив во главу фабрики старшего Ивана. Средний брат Тихон руководил заводом примерно в 1830-е годы, возможно, совместно с младшим братом Семеном. Последний возглавил фарфорово-фаянсовую мануфактуру в 1840-х годах.
Под руководством братьев фабрика процветала и выпускала фарфор и фаянс. За несколько десятилетий завод достиг достаточного расцвета, чтобы стать одним из лучших предприятий Гжели.
К середине 1850-х годов вдова М.С. Нового вышла замуж за Якова Храпунова, внука бывшего заводчика Н. Храпунова. Так как после женитьбы Храпунов становился владельцем завода, он решил сохранить фамилию бывших владельцев и взял себе фамилию Храпунова-Нового. С этого периода фабрика носит имя нового хозяина».
Как гласит легенда, этот самый Я.Н. Храпунов приехал как-то в наши места, славящиеся в те времена зверьем и дичью, на охоту – и случайно увидел в местном озере глину, идеально подходящую для производства фарфора, а потом заприметил и торф.
Храпунов немедленно прикупил тут землю, даже построил усадьбу (от которой осталась только цепь заброшенных и почти заросших прудов у станции) и в 1890-е годы организовал добычу глины, которую отправляли в Гжель, и торфа.
«В конце 19 века завод выпускает многочисленные изделия в форме различных плодов, животных, птиц, а также шкатулки, коробочки в виде деревьев, домиков и других элементов. Такую натуралистическую направленность композиций диктовали заводы М.С. Кузнецова. Именно это следование натуральности предметов привело к их мельчайшей детализации, скрупулезной работе с каждым элементом скульптурной композиции. Роспись также осуществлялась «под натуру».
Изделия завода, созданные в периоды правления братьев Новых и Храпунова-Нового, считаются редкими и очень ценными на антикварном рынке. В хорошем состоянии до нашего времени сохранились лишь немногие фарфоровые и фаянсовые образцы завода».
В 1898 году на Московско-Нижегородской железной дороге была открыта станция Храпуново.
В середине 1950-х тут стали давать дачные участки – прямо на торфоразработках и болотах. И на месте бывшей узколейки с нашей стороны железной дороги сделали дорожку к дачам.
Бабушка и мама рассказывали, что в те времена с электрички шла настоящая «демонстрация» - густой поток людей. А на самой дорожке еще долгое время лежали шпалы.
Я этого, конечно, помнить не могу, зато мне удалось найти в сети старые архивные фотографии (на источник есть ссылка внизу).
Сейчас у нас тут заросли, бегают белки и ежи, летают соколы и совы – и это очень радует, потому что до Москвы всего 40 километров, а полное ощущение жизни в лесу.
В подборке – произведения фарфорового завода, старые фотографии 50-х годов – и новые – как это выглядит сейчас.
(С) Наталия Будур, текст и современные фотографии.
Подробнее о фарфоре Храпунова-Новаго одно прочитать здесь: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/farforovoe-izyashchestvo-khrapunova-novogo/
Старые фотографии: http://www.etoretro.ru/pic101641.htm