Проектом лета у меня была книга Кена Фоллетта "World without end", специально заказанная. Это вторая книга кингсбриджской серии, первой была "The pillars of the Earth". В первой построили собор и Кингсбридж из деревни при монастыре стал городом, а во второй действие происходит через 200 лет в процветающем городе.
Название книги происходит от строчки в псалме Gloria Patri, но в русской версии их нет. Там что-то вроде "ныне, присно и во веки веков": "As it was in the beginning, is now, and ever shall be: world without end". Мир без конца, наверное, а не бесконечный мир.
Книга отличная, как и первая. В первой много "ситуаций": житейских задач, которые персонажи должны решать, и решают. Во второй тоже есть, но больше хитрых планов, интриг и манипуляций. В первой антагонисты явные, контрастные (хотя поначалу им сочувствуешь немного), а во второй всё куда тоньше. Годвин, конечно, мерзкий тип, но не злодей в прямом смысле слова.
Сам Фоллетт писал, что в первой книге хотел показать развитие инженерной мысли при возведении грандиозных сооружений, а во второй - развитие мысли медицинской, когда возникли вызовы более серьезные, чем повседневная медицинская помощь.
Впрочем, инженерная мысль в книге раскрыта тоже. Например, диагностика трещин в башне, возведенной позже на старом фундаменте. Проблема и ее решение описаны очень подробно и интересно, и тем радостнее узнать, что автор ездил в Испанию и ознакомился с такой ситуацией на примере одного испанского собора.
По ходу сюжета начинается эпидемия чумы, и твердокаменнму авторитету античных медиков начинает противостоять доказательная медицина. Тема раскрыта очень подробно и увлекательно.
Некоторые вопросы прямо мистически перекликаются с днем сегодняшним. Монахиня придумала надевать маски на нос и рот - нашлись критики. На коварный вопрос "А как передаются болезни от больного к здоровому?" ответа нет, и делается совершенно неверный вывод, что маски не нужны. Ничего не напоминает?
Эта же монахиня объясняет, что маска как щит: гарантии в бою не дает, но без щита в бой никто не пойдет. На нее заводят дело исключительно из грязно-интриганских соображений: маски у авторитетов не упомянуты, теория заражения пришла от мусульман - стало быть, сжечь ведьму.
Предложение отделить больных от здоровых гасится тупыми лбами с Галеном в башке... и так далее.
Не знаю, как было в истории, а в книге чума приходила волнами, несколько раз. Наконец, люди сообразили, что надо смириться с убытками и закрыть ворота на полгода. Это помогло. Но предварительно половину города похоронили...
Очень показателен эпизод в самом начале, когда раненому в руку рыцарю оказывают помощь. Один цирюльник, бывший по сути военным хирургом в войнах, настаивает на повязке; монах-целитель предлагает оставить рану открытой, обосновывая решение теорией жидкостей тела. Цирюльник предупреждает, что рыцарь лишится руки и его выгоняют вон, ибо он античных книг не читал (он одну осилил, но его лечение не оттуда). Потом однорукий рыцарь/монах становится одним из основных героев...
Есть в книге и Тайна в виде закопанного письма, которое мы прочтем в самом конце. И все красиво увяжется.
После прочтения книги я посмотрел одноименный сериал из восьми эпизодов...
Вы знаете, это несовместимо. Сам по себе сериал неплох: костюмы/декорации, игра актеров, сами актеры. Чуть примитивный сценарий - это нормально. Убивающий отца сын - голливудщина, будь она неладна. Контрастные злодеи, такие черные-черные на белом фоне. Ну, был бы нормальный исторический сериальчик.
Но после книги впечатление неприятное. Игра актеров и прочее осталось, но примитив сценария удручает. Смотреть сериал до книги тоже не посоветую - что-то там как в книге, а что-то нет; не стоит.
Вместо хитрых манипуляторов, плетущих интригу - злодеи, решающие все проблемы ножом, ядом или тяжелым предметом по голове. Инженерная тема вообще не раскрыта, медицинская - только в виде хорошо снятых чумных больных.
В общем, я советую книгу прочесть. Если не хотите, тогда можно сериал. Но не одно после другого! Во всяком случае, не сразу. Пусть переварится одно, потом можно другое.
Таково мое мнение. Спасибо.