Даже сегодня, когда весь бизнес-мир пришел к принятию идеи того, что люди – главный ресурс и актив компании, все еще можно встретить менеджеров с установками «эмоциям в бизнесе не место», «оставь свои эмоции дома», «эмоции – помеха работе».
Сегодня недостаточно быть просто хорошим специалистом в
своем деле, чтобы добиться успеха, намного более важную
роль играют так называемые soft skills – навыки личной
эффективности (самопрезентации, взаимодействия с
окружающими, убеждения и воздействия).
Чтобы понять над чем работать, для начала определим, что
же такое эмоциональный интеллект (EQ).
EQ – это совокупность четырех основных навыков:
- Осознание своих эмоций;
- Управление своими эмоциями;
- Осознание эмоций других людей;
- Управление эмоциями других людей.
Практические задания для сознания своих эмоций.
1. «Что я чувствую?»
Повышать эмоциональную осознанность каждый день можно, задавая самому себе несколько раз в течение дня вопросы:
- «Что я сейчас чувствую?»
- «Что со мной происходит?»
- «Чего я хочу?»
- «Как я к этому отношусь?»
- «Что я хочу изменить в этом?».
Вы будете удивлены, как много новой информации о себе узнаете. Пытаться замечать и осознавать свои эмоции, настроения, состояния – первый шаг к тому, чтобы научиться их контролировать.
2. «Источник радости»
Определите источники своей эмоциональной подзарядки (выезд на природу, приготовление блюд, прослушивание классической музыки, плавание) и пополняйте запасы энергии, когда чувствуете, что «батарейки скоро сядут».
Практические задания для управления своими эмоциями.
1. Poker face
При общении с людьми выработайте привычку контролировать выражение своего лица: часто неосознанные мимические реакции могут выдать ваши истинные мысли, даже если вы не планировали ими делиться.
2. «Маленькие чувства повседневности»
Научитесь замечать и собирать маленькие положительные события каждого дня (красивый закат, чашка ароматного утреннего кофе, улыбка ребенка, комплимент от близкого человека).
Можно завести дневник и записывать туда все эти приятные моменты. В конце каждого дня можно вспомнить эти впечатления. Мысленно продолжите фразы.
- Сегодня я увидел, как…
- Сегодня я заметил, что…
- Сегодня я услышал…
- Сегодня я почувствовал…
- Сегодня я удивился…
- Сегодня я рассмеялся, когда…
- Сегодня я сделал…
Замечая каждодневные маленькие радости, вы почувствуете, как жизнь заиграет новыми красками!
Практические задания для осознания эмоций других людей.
Эмпатическая коммуникация – это вид общения, в основе которого лежит намерение понять другого человека и установка на то, что всегда можно договориться. Во время коммуникации важно быть внимательным не только к словам, но и к чувствам собеседника.
Чтобы лучше понимать эмоции других людей, выполняйте следующие упражнения:
1. «Читаем по лицам»
Тренируйте навык распознавания и считывания эмоций, наблюдая за людьми в любой обстановке. Например, стоя в пробке, обратите внимание на человека, сидящего в соседней машине. Попробуйте по его невербалике (мимике, взгляду, жестам, позе) догадаться, кто он, куда едет, о чем думает и что сейчас чувствует.
Привычка ненавязчиво разглядывать людей в вагоне метро и пытаться угадать, кто они и какова их жизнь в малейших деталях, может превратиться в увлекательную игру.
2. «Подбираем ключик»
Понимание значимых потребностей и ценностей каждого человека даст вам ключик к успешному взаимодействию. Выявить такие значимые ценности и потребности возможно, например, изучив манеру одеваться и общаться.
Всегда задавайте себе вопрос: «Чего хочет этот человек?», «Что для него по-настоящему важно?».
Практические задания для управления эмоциями других людей.
Кроме того, что вы можете пониматься чужие эмоции, также можно развить навык управления этими эмоциями для более эффективной коммуникации и достижения ваших целей (например, в переговорах). Вот несколько практических советов:
1. «Давайте делать комплименты»
Тренируйте навык делать искренние и изящные комплименты людям, с которыми общаетесь. Хороший комплимент должен быть индивидуальным, конкретным, искренним, небанальным. Учитесь подмечать уникальные особенности людей.
2. «Власть голоса»
Если хотите успокоить человека, говорите низким, размеренным, спокойным голосом, делайте больше пауз в своей речи. И наоборот, быстрый темп речи и высокий тембр голоса вызовут беспокойство и напряжение.
3. «Я и ты»
В конфликте или споре замените «ты-высказывания» («Ты не прав», «Ты сделал все не так») на «я-высказывания» («Я очень расстроен», «Я не ожидал», «Я рассчитывал», «Я разочарован»). Такой диалог, построенный на ваших эмоциях, не нарушает личных границ другого человека и будет более конструктивным, нежели разговор, основанный на обвинениях.
Между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы должны сделать определенные шаги, чтобы прокачать свой EQ, как и любой другой навык. Но эта работа несомненно поможет вам как в личной жизни, так и в карьере.
В этом видео вы можете поподробнее узнать как делать ПРАВИЛЬНЫЕ и УМЕСТНЫЕ комплименты в деловой коммуникации.