Сразу скажу, что конкретно содержание фильмов постараюсь не раскрывать. Потому что оба фильма стОят того, чтобы их посмотреть непредвзято и оценить по достоинству. Я даже со всей важностью сказала бы, ЗАценить☝️ Обозначу лишь темы, вопросы и размышления, которые они вызывают.
А темы в обоих случаях очень созвучны. Это любовные отношения, порицаемые обществом, а иногда и законом. Отношения очень зрелого и очень юного. И дело не в измене. Всё немного глубже. Больше даже не про сам факт порочащей связи, а скорее о людях в этих отношениях, о том, как может проявить себя человек, до того момента ведущий вполне типичное современное существование.
***
Начну с фильма, который был снят раньше.
"Скандальный дневник", 2006г., реж. Ричард Эйр.
Тема и актуальная, и всегда бурно обсуждаемая - любовная связь между преподавателем и учеником. В данном случае роман учительницы и старшеклассника, причём, спровоцированный представителем младшего поколения. Без зефира и шоколада, вообще безо всякой сладости, без лишней, неправдоподобной мишуры, без какой-либо романтики. Ну, разве что свой гол на уроке физкультуры тот самый ученик посвятил той самой учительнице, которая наблюдала за игрой.
На этом и весь конфетно-букетный период. Всё остальное реалистично, натуралистично, жизненно. В том числе, разоблачение и расплата.
Есть такое выражение: "знают двое - знает и свинья". Не доверяйте никому свои тайны, особенно тем, кто божится свято их хранить. Разоблачитель, как водится, уверяет, что делает это исключительно ради утверждения морали и нравственности и соблюдения приличий, однако, сам имеет наклонности, очень далёкие от благопристойности. Всё переплетается и путается: кто же на кого вообще глаз положил. Конечно, после предания огласке истории следуют и осуждение, и травля... Предсказуемо. Но всё в такой крайней степени, на которую только может быть способна толпа в своей безжалостности к чужим промахам.
"Коварную соблазнительницу" в храме знаний играет нежная и тонкая Кейт Бланшетт.
Воплощение чувственности! Когда я вижу на экране эту актрису, эту женщину, в моей голове звучат строчки "Вы само совершенство, вы само совершенство от улыбки до жеста...."(с) Кейт притягивает. Я не вижу игру, я вижу живого человека, живые эмоции.
Здорово и профессионально справился со своей ролью подростка, влюблённого во взрослую женщину, и Эндрю Симпсон.
Он из Ирландии. Классный парень! Его основная актёрская задача состояла в том, чтобы не выглядеть сопляком и убедить нас, зрителей, что таким мальчишкой действительно можно увлечься. Я считаю, что Энди с этим абсолютно справился. Самое главное - глаза. Мало того, что красивые и баловные ещё по-мальчишески, так ведь и не пустые. Хороший взгляд со смыслом. Искры, да, но никакой подростковой истерики. И не он выглядит нежным агнцем на заклание, наоборот, Бланшетт на его фоне смотрится хрупкой и беззащитной.
Качественна работа. На фоне своих именитых партнёрш не потерялся. В других фильмах я, к сожалению, не видела этого актёра. Но, поинтересовавшись, обнаружила, что сейчас, к 32 годам, у парня довольно обширная фильмография.
А вот роль того самого "доброго" борца за нравственность досталась волшебной Джуди Денч.
Это работа Мастера! Убедительно и филигранно. Надлом и роковой шаг от любви до ненависти или хладнокровное двуличие, коварный план с самого начала? Такие харАктерные образы - это её на 100%. Великая, уникальная актриса!
Прекрасные артисты, оригинальный сценарий, талантливая режиссура.
Я считаю, что создатели фильма и актёры продемонстрировали очень аккуратный, можно сказать, деликатный подход к крайне сложному вопросу, к опасной ситуации, граничащей с преступлением.
А для меня это ещё такой фильм "да" и "нет".
Может ли такое происходить в жизни?
Да, может.
Должно ли происходить?
Конечно, нет.
Понимают ли участники событий, что совершают большую ошибку?
Да, определённо.
Могли ли они взять себя в руки и остановиться пока не поздно?
Да, могли.
Но всегда ли можно управлять своими чувствами и эмоциями?
Мы все знаем, что нет.
Правильно ли, что за подобные ошибки приходит расплата?
Пожалуй, да.
Всегда ли это наказание пропорционально содеянному?
Нет. Слишком скоры люди могут быть на расправу.
Правильно ли то, что подобные связи считаются вне закона и вне общепринятых понятий?
Как мама сына, думаю, да. Мне не хотелось бы узнать о таком в отношении него.
Но! Всегда ли в основе таких отношений лежит разврат и совращение?
Наверное всё же нет.
И вопросы, на которые крайне трудно дать однозначный ответ.
Что вы сделаете, если вдруг узнаете о такой связи?
Готовы ли вы безоглядно линчевать виновников?
Поверьте, если вы будете смотреть фильм, у вас возникнет ещё много вопросов... Но работа ума от хорошего произведения - счастливое занятие.
***
Фильм второй.
"Запретное влечение" , 2013г., реж. Анн Фонтен.
Да! Весь фильм кричит о том, что его сняла женщина. Это так. Но от этого он не становится хуже. Наоборот. Тонкая психология, глубина природного начала, нюансы... нюансы... полутона. Да, это женская рука. Если первый фильм смотрится на нерве, то этот проведёт вас камерно, почти секретно по закоулкам душ, оставив терпкое послевкусие.
А история практически та же. Женщина и мужчина. Зрелость и молодость. Отличие в том, что здесь все участники отношений уже достигли совершеннолетия. То есть имеют полное право принимать личные решения, но ровно так же и должны осознавать и их последствия.
Две близкие подруги. Живут, работают, любят, растят сыновей-ровесников.
И вот мальчики становятся мужчинами.
И как-то всё будто само собой происходит. Как будто жизнь сама привела ситуацию к закономерному итогу - близкие всю жизнь люди становятся ещё ближе. Развиваются два романа, каждой из женщин с сыном своей подруги.
На какое-то время первой эйфории всех это устраивает. Ещё раз повторюсь, взрослые люди. С какой стати кто-то должен сопротивляться своему влечению.
Эта пара вполне гармонично выглядит. Разве нет?
И эти двое явно поймали свой зенитюд.
Правда, законы природы и жизни никто не отменял. По ходу действия вроде бы хорошо угадываются предстоящие события, но...
Конец фильма, с точки зрения правильности бытия, вызывает вопросы. Особенно на перспективу. Меня, например, финал по-хорошему огорошил. С одной стороны, всё не так, как должно было бы быть по традиционной логике вещей. С другой стороны, присутствует ощущение, что всё наконец именно так, как надо. Такой финал заставляет подумать. А потом ещё раз подумать.
Очень точный подбор актёров. Ни в ком невозможно усомниться. Полное совпадение каждого с каждым. Но я не могу отрвать глаз от Робин Райт. Она играет одну из двух главных героинь.
Какая же она красавица! Да, её возраст виден, он понятен, он и не скрывается. Более того, её зрелость ей к лицу. Она настолько хороша и гармонична! Выразительные глаза, умный взгляд, проницательный. Местами одними глазами играет. Пластика жестов. Наблюдать за ней - удовольствие! Куда более раскрученная Наоми Уоттс (она играет вторую подругу) смотрится куда более просто и угловато.
Из главных героев - мужчин более харАктерная роль досталась австралийскому актёру Завьеру Сэмюэлу. Он более живой и страстный, чем второй юноша (актёр Джеймс Фрешвилл, тоже австралиец).
Кстати, и фильм снят в Австралии. В современных интерьерах, но на лоне потрясающе красивой природы австралийского побережья. Бесконечно приятная, естественная картина для глаз! Много моря, солнца, много пейзажей. Эстетика природы, эстетика чувств. И при том довольно просто всё по визуалу, но как же со вкусом! Очень благородная простота.
Фильм не перегружен сложными нарядами или диковинным дизайном обстановки. На первом плане человеческая природа, которая сливается со стихией окружающей природы. Ничто не отвлекает от взаимоотношений между героями, ведь это главное, на что нужно, можно и интересно смотреть.
Это уже не история однозначного "нельзя". Здесь не толпа, не общество осуждает героев. Здесь в большей степени некоторые, делая выбор, принимая решения, сами к себе критичны и безжалостны.
Всегда ли правильно идти в ту сторону, что более традиционна и очевидна? Всегда ли лучше так, как положено? Практически невозможно определить что важнее, реализовать свои собственные чувства и желания или оградить близких людей от страданий. И чьи страдания стОят дороже? Четверо грешных в своём мире или восемь правильных в обществе? Выбор будет долгим и трудным.
***
Я не знаю, возможно ли ответить на такие вопросы в одиночку. Может быть, только вдвоём...
P.S.
Фильм "Скандальный дневник" снят по роману английской писательницы Зои Хеллер, которая осталась не очень довольна экранизацией, посчитав искажёнными образы героев. Сам роман был очень успешен и даже числился в шорт-листе Букеровской премии. Музыку к фильму написал знаменитый и титулованный композитор Филип Гласс, который является также автором музыки к таким шедеврам кинематографа как "Часы" и "Шоу Трумана".
Основой для фильма "Тайное влечение" стал рассказ "Бабушки" писательницы Дорис Лессинг. Тоже англичанки, феминистки и! лауреата Нобелевской премии по литературе 2007 года. Дорис принимала участие в написании сценария к картине. Кстати, на момент публикации рассказа "Бабушки" самой Лессинг было уже 83 года.
***
Друзья! ДелИтесь впечатлениями, если уже видели эти фильмы, или если посмОтрите после моей публикации.
Всем хорошего кино 😉
♥️