Найти тему
Строительный мир

Арктическая железная дорога Финляндия – Россия – Норвегия: спорный проект последних десятилетий

В начале нынешнего столетия Финляндия приступила к разработке месторождений полезных ископаемых, расположенных на севере страны, в связи с чем был поднят и вопрос логистики. Для транспортировки грузов изначально рассматривалось несколько возможных железнодорожных маршрутов до одного из портов.

От Норвежского моря отказались сразу, отдав предпочтение Киркенесу, расположенному на северо-востоке соседней страны. Этот вариант предполагает строительство линии протяженностью около 500 км от финского Рованиеми.

В качестве альтернативы, что также подразумевает выход к Баренцеву морю, предлагалось проложить стальную магистраль до российского села Алакуртти. Для этого нужно протянуть всего 70 км дороги. В результате с финской территории через Саллу можно было бы добраться до Кандалакши, а оттуда открывался бы путь и в северном направлении до Мурманска.

Примечательно, что строить «железку» до государственной границы Суоми обязал один из пунктов мирного договора с СССР, заключенного в сентябре 1944-го. Москва таким образом хотела получить кратчайший путь для транзитных перевозок со Швецией. На тот момент линия тянулась до Куолоярви, расположенного менее чем в 10 км от территории Финляндии. Но поезда в этих местах так и не начали курсировать между двумя государствами, а участок Алакуртти – Куолоярви и вовсе по неизвестным до конца причинам разобрали во второй половине 1950-х.

Современный проект был проработан европейцами уже в 2004 году; тогда этот вариант, казавшийся более рентабельным и менее затратным, поддержало и правительство Финляндии. Через четыре года одобрили его и в профильных ведомствах и даже приступили к реконструкции автомобильной дороги от Кандалакши до Алакуртти.

© Christopher Michel / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Мурманский морской торговый порт)
© Christopher Michel / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Мурманский морской торговый порт)

Активная фаза двусторонних переговоров относительно будущего проекта пришлась на начало 2010-х, однако каких-либо договоренностей так и не было достигнуто, и к строительству железнодорожной магистрали в итоге не приступили. Российская сторона не проявляла особого интереса к кампании. В том числе не было поддержано предложение по соединению Никель-Мурманского с Киркенессом, так как отмечалось, что в норвежский порт будет уходить существенная часть груза, что уже не выгодно для Мурманска.

В итоге финнам пришлось полностью сосредоточиться на варианте, исключавшем прохождение территории России, и начать с норвежцами активные переговоры, которые в итоге затянулись на несколько лет. Вопрос продолжал висеть в воздухе, пока зимой 2019-го странами не был опубликован доклад совместной рабочей группы.

В документе отмечалось, что строительство железнодорожной линии Рованиеми – Киркенес видится нерентабельным, и поэтому в ближайшее время проект не получит дальнейшего развития. По подсчетам, чтобы покрывать расходы, необходимо ежегодно перевозить по новой дороге около 2,5 млн тонн груза, что в настоящий момент кажется недостижимым. Само строительство дороги с сопутствующей инфраструктурой оценили почти в 3 млрд евро, а крупных инвесторов за годы так и не нашлось.

© pxhere.com
© pxhere.com

Тем не менее железная дорога, получившая приставку Арктическая, попала в Проект плана развития Лапландии — самой северной провинции Финляндии — до 2040 года. Однако в мае 2021-го местный совет принял решение отправить документ на доработку, рекомендовав исключить из него линию Рованиеми – Киркенес. Подчеркивалась экономическая нецелесообразность проекта, а также нарушение интересов коренных народов севера страны. Плюс ко всему против дороги высказались и экологи, считающие, что ее строительство и дальнейшее появление в этих местах новых предприятий негативно повлияет на экосистему региона.

В последние годы параллельно вновь обсуждался вопрос о реализации более дешевого проекта в сотрудничестве с Россией. В конце 2019 года тема поднималась во время встречи российского посла Павла Кузнецова с представителями финской железнодорожной компании. Но каких-то конкретных решений принято не было.

В целом, наличие такой магистрали позволило бы связать Финляндию с Дальним Востоком посредством Северного морского пути. Поэтому Мурманск мог бы стать важным узловым пунктом грузоперевозок между Азией и Европой. Но российская сторона по-прежнему не проявляет особого интереса к проекту, к тому же в последнее время осложнились и отношения с Евросоюзом. Поэтому тема так и остается открытой, и наверняка в будущем еще получит дальнейшее развитие.

Читайте: Дорога неопределенности: проект самой длинной перемычки между Транссибом и БАМом