Найти тему
МОРЕ - ЖИЗНЬ

"БАЛАКЛАВА" В РУКАВЕ

- Где-же «БАЛАКЛАВА», - раздраженно спрашивал Брайн.

- Под Севастополем,- ехидно ответил ему.- В семнадцати километрах. Внутри горы Таврос.

-Не-е-т. Она еще вчера была здесь.

От таких слов , я чуть не поперхнулся утренним горячим кофе. Отложил в сторону чтение записок , которые Брайн снял с дверцы холодильника. Несколько листочков бумаги , с торопливыми почерками – это заявки на продукты из супермаркета. Листки составили квартиранты, проживающие в его огромном двухэтажном деревянном доме. Сегодня очередь Брайна выполнить эти просьбы. Но он и не собирался выходить из дома, суматошно двигался из угла в угол по кухне.

- Где «БАЛАКЛАВА» ? - в который раз он задал странный вопрос.

Тогда я зашел с другой стороны , начал подробнее говорить , дескать, она на западном берегу Балаклавской бухты. Брайн остановился, как-то странно посмотрел на меня, покачал головой и махнув рукой , продолжил поиск. А я тем временем осторожно отхлебывал кофе и рассуждал , что еще великий Гомер в поэме «Одиссея» описывал Балаклаву. Упоминал, что эта бухта очень красивая, высокие скалы окружают её. Жили в этой бухте отчаянные и смелые рыбаки – листригоны.

Не удалось оторвать Брайна от поисков и кратким изложением рассказа Александра Куприна. Имена удачливых рыбаков : Юра Паратино, Ваня Андруцаки, фамилия Капитанаки, упоминание о итальянском корабле «ГЕНУЯ» - все это он слушал вполуха и продолжал тщетные поиски.

- Нам пора на судно, - напомнил ему. – Время поджимает.

- Да-да, - ответил он , собрал записки со стола и , надевая свою куртку, в рукаве обнаружил потерю.

- Вот она,- радостно воскликнул и напялил на голову.

- Но это же обычная вязаная шапочка, - возразил я.

Недолго думая, он вывернул её наизнанку и сказал, тыкая пальцем в

пришитую белую этикетку : «Читай».

Действительно, там было слово «BALAKLAVA».

- Мало ли что написано , - возразил я. - Вот приедешь в гости в Севастополь, и я покажу тебе настоящую Балаклаву.

Мы заторопились на судно. Наш рыболовный траулер «АЛЕКСЕЙ СЛОБОДЧИКОВ» вел промысел кальмара в Новой Зеландии. На борту постоянно присутствовал представитель компании «SEALORD » . Это одна из лидирующих компаний рыбной отрасли Новой Зеландии . Несколько рыболовных траулеров из Севастополя работали по лицензии. Одни занимались добычей хоки, а мы вылавливали кальмара. На всех судах были представители Новой Зеландии, которые следили за количеством выловленной рыбы, за качеством заморозки. У нас наблюдателем был Брайн. Я подружился с ним и капитан Александр Иванович Миндеров изредка разрешал побывать у инспектора в гостях дома.

На судне старательно выполняли все требования по ловле кальмара. Поэтому у нашего траулера не было ни одного замечания , ни одной претензии со стороны новозеландской морской администрации. И как следствие, сложились хорошие деловые отношения с Брайном. По окончании рейса , я пригласил его в гости в Севастополь. И Брайн приехал.

… Он стоял у обелиска погибшим в «Долине смерти» склонив голову. Это место в 1945 году посетил премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль, а в 2001г возложил цветы у памятника брат королевы Англии — принц Майкл Кентский. И вот теперь память погибших почтил Брайн.

- Я давно хотел побывать в этой долине, - тихо говорил Брайн. - Во время Крымской войны здесь погибла британская легкая кавалерия.

- Да, я читал об этом, - ответил ему.

- Тогда, наверное, помнишь, что служили в ней потомки знатных семей Англии.

- Помню.

- Их гибель была шоком для страны.

Долго стояли молча. Брайн всматривался вдаль, словно хотел разглядеть среди ровных рядов виноградника , несущуюся навстречу смерти легкую кавалерию. Отгремели залпы орудий, похоронены погибшие , установлен обелиск , но по-прежнему в памяти потомков живут эти события .

Легкий ветерок покачивал выгоревшую траву. Я осторожно тронул Брайна за плечо.

- Пойдем , покажу настоящую Балаклаву.

Он согласился и мы направились к машине. Перед въездом остановился и сделал для него памятное фото: Брайн держится рукой за дорожный знак, на котором четкая надпись БАЛАКЛАВА.

- В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота. Английские моряки здесь очень замерзали. Чтобы согреться натягивали на голову шерстяные носки, проделывали в них отверстия для глаз и дыхания. - рассказывал Брайн. - Вернувшись домой, вязанные шапочки стали называть по названию этого места.

- Теперь мы с тобой пешком обойдем всю Балаклаву.

- А она большая? – спросил он.

- В рукаве куртки не спрячешь, - с улыбкой ответил ему. - И мы двинулись вперед.