В 1960-х годах знаменитый детский писатель, баснописец и автор слов к гимну СССР, главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль», лауреат государственных премий Сергей Михалков (1913-2009), бесспорно, был представителем «старой гвардии» деятелей советской культуры.
Однако именно он в эпоху «оттепели» - неожиданно для многих - стал пионером фривольного жанра «пляжной комедии» (популярной тогда на Западе, но практически «закрытой» в СССР, где до того процветали сюжеты о санаториях и домах отдыха для солидных людей, заслуживших право на здоровый отдых).
В 1958 году в Московском театре имени Ермоловой состоялась премьера комедии Сергея Михалкова «Дикари», где вопреки прежним стандартам трое молодых мужчин отправлялись отдыхать в Крым на абсолютно неорганизованный отдых на берегу моря и их соседками оказывались две симпатичные женщины.
Спектакль прошел с большим успехом, и Сергей Михалков написал на основе своей пьесы сценарий, которым в 1962 году заинтересовался режиссер Генрих Оганисян (1918–1964).
Три плюс два. СССР, 1963.Режиссер Генрих Оганисян. Сценарист Сергей Михалков (по собственной пьесе «Дикари»). Актеры: Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов и др. 35,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Именно он пригласил на главные роли Наталью Кустинскую, Наталью Фатееву, Андрея Миронова, Евгения Жарикова и Геннадия Нилова, которые в свободной, импровизационной манере сумели придать свои персонажам живой комедийный колорит.
Любопытно, что в даже таком строгом журнале, как «Искусство кино» в год массового проката фильма отмечалось, что «путь не всё удалось авторам картины «Три плюс два», но и то, что завоевано этим непритязательным фильмом и в первую очередь его режиссурой на тернистом комедийном пути, по-настоящему радует» (Вартанов, 1963: 50). Вартанов А. Со знаком «плюс» // Искусство кино. 1963. № 9. С. 49-50.
По итогам первого года массового кинопроката комедия «Три плюс два» собрала 35 миллионов зрителей. При этом интересно отметить, что существовало две версии этой ленты: широкоэкранная и обычная, которые отличались не только форматом, то и продолжительностью действия. В широкоэкранной версии были эпизоды, не вошедшие в версию обычного формата.
Александр Федоров, 2021