Каждый успешный родитель знает, что ему просто необходимо принимать свои воспитательные решения, исходя из пользы для далекого будущего ребенка.
Наша задача как родителя обеспечить ребенку выживание сейчас и в будущем и помочь ему добиваться успеха в реальном мире.
Отсюда становится понятным, что нельзя лишать ребенка самостоятельности и чрезмерно опекать. Наоборот, надо давать ему свободу, пока он еще маленький, но под нашим присмотром, и максимум реально нужных в жизни умений.
Ребенок живет в социуме, у него есть потребности, желания… А нам, родителям, важно научить ребенка добиваться своих целей, вступать во взаимодействие с другими людьми, строить отношения, договариваться с другими… Родители, как тренеры, обучают и тренируют своего ребенка, чтобы он становился мастером своего дела и поднимался на новые ступеньки.
Когда я провожу занятия с родителями в Маминой школе, предлагаю им выполнить следующее задание. Вы тоже можете его сделать, тем более оно несложное, но помогающее определить свою родительскую тактику.
Сделайте таблицу из 4х колонок и вдумчиво заполняйте ее теми знаниями, навыками и умениями, которые ребенку пригодятся во взрослой жизни. (Чтобы это задание было более понятно, можно заполнить одну таблицу «про себя», встав на место своих родителей, а другую – «про ребенка»). Итак, начинаем.
- Колонка № 1. Все знания, навыки и умения, которые, по вашему мнению, пригодятся вашему ребёнку в жизни, в том числе школьные предметы.
— Колонка № 2. Представьте себя на месте ребёнка в 7, 10, 15 лет и запишите, зачем ему знание, навык или умение, записанные в 1 колонке. Как они пригодятся ребенку?
— Колонка № 3. Ребёнку 30-40 лет. Он пользуется навыками и знаниями из первой колонки? Как ему эти знания пригодились или не пригодились вовсе?
— Колонка № 4. Какая выгода вам, чтобы вы научили ребёнка знаниям, навыкам или умениям, указанным в колонке №1?
Посудите сами: многое, что навязывают в школе, не «пригождается» нам во взрослой жизни. Значит, если ребёнку в 10 лет что-то «ни к чему», то и в 30 лет будет не нужно. Да и вам сегодня это знание, навык или умение никакой пользы не приносит.
Тогда зачем заниматься безнадежным делом, заставляя ребенка осваивать что-то, если оно не пригодится ему в жизни?
Что же делать?
Пересмотрите и переформулируйте свою воспитательную цель в отношении ребенка.
Например, вместо «ты должен выучить химию» можно поставить цель так: «сдать тестирование по химии на 90 баллов, чтобы поступить в ВУЗ и приобрести специальность, которая тебе нравится».
Что это дает вам и ребенку?
- Вы разговариваете с ребенком правдиво: «Понимаю, что с химией ты «не дружишь», и она тебе не пригодится в жизни, а мне – тем более. Но ты мечтаешь поступить в университет, и я поддерживаю твое желание. Для этого тебе нужно сдать предмет на достойном уровне».
- Ребенок понимает свою конкретную задачу, и это мотивирует его заниматься в кружке, с репетитором, на онлайн-курсах…
- Ваши взаимоотношения с ребенком переходят на уровень понимания и поддержки. Вам обоим становится легче.
Вместо траты времени и сил (своих и ребенка) на принуждение заниматься ненавистным предметом и безнадежно испорченных отношений вы приобретаете в лице ребенка надежного союзника.
Желаю вам успехов в построении доверительных и дружеских отношений со своим ребенком!
Если у Вас возникли сложности, то Вы всегда можете обратиться к психологу.
Записаться на консультацию можно, написав сообщение по т. 8-917-025-22-42 (Вайбер или Телеграмм или здесь, на сайте В17.
Спасибо и до новых встреч! С уважением, Наталия Фомина