Ранняя история современной Венесуэлы, это время испанского доминирования в Новом свете. Период между 1552 и 1555 годами для этих земель памятен произошедшим восстанием рабов. Это восстание было поднято и возглавлено неким Мигеля де Буриа, или, как его прозвали, Черным Мигелем. В результате восстания Мигелю удалось не только завоевать право на собственную свободу в ходе конфликта…
I. Восход.
Мало что известно о происхождении де Буриа, за исключением того, что он был крещеным африканцем - рабом родом из города Сан-Хуана (Пуэрто-Рико), привезенным в Венесуэлу Дэмиеном дель Баррио. В немногочисленных сохранившихся документах есть сведения, что Мигель родился где-то в 1510 году.
В XVI веке рабы, купленные португальцами и используемые испанцами, перевозились по всему Новому Свету. В частности, в Венесуэле примерно 100 000 рабов были вывезены из Африки для работ на плантациях какао, сахара и индиго, а также на шахтах, управляемых испанской короной. Среди этих шахт была знаменитая Реал де Минас де Сан Филиппе де Бурия, которая использовала труд как африканских рабов, так и коренных жителей для добычи драгоценных металлов.
Хотя он был рабом, говорили, что в нем в отличие от многих других в его положении с детства ощущались амбиции - лидерские качества. Его привезли в провинцию Яракуй где и отправили работать на золотой рудник Реал де Минас де Сан Филиппе де Бурия. Там Мигель должен был трудиться до конца своих дней. Но история рассудила иначе - в шахтах Бурии впервые произошло первое восстание рабов.
Первые признаки неповиновения Мигеля проявились, когда испанский бригадир Диего Эрнандес де Серфа попытался показать его пример другим потенциально непослушным рабам. Инцидент закончился тем, что Мигель схватил свой меч и усмирил его.
Он совершил побег в горы Кордильера-де-Мерида в сопровождении других рабов, которых он помог освободить. Именно Мигель убедил своих собратьев африканских каторжников, а также некоторых местных попытаться добиться свободы и основать некое поселение под названием кумбе.
После создания своего королевства кумбе Мигель помог организовать и вооружить рабов достаточно успешно, чтобы вернуться на рудники Сан Филиппе и восстать против испанцев. Восставшие действовали не без некоторой эффектности. Во имя справедливости большинство испанских охранников были убиты во время нападения на них. Убийство стало местью испанцам - ответом рабов на жестокие наказания, которым подвергались последние.
При этом несколько испанцев восставшие оставили в живых, чтобы те смогли рассказать другим о серьезности действий Мигеля. Но испанцев предупредили: если они вернутся с целью поквитаться с Мигелем и им освобожденными людьми, Мигель лично сожжет их города и заставит их любимых матерей, жен и дочерей продавать себя.
Несмотря на все риски Мигель де Буриа возглавил успешное восстание и доказал своим людям, что свобода достижима. По некоторым данным силы Мигеля насчитывали 1500 освобожденных африканцев, замбийцев, мулатов и коренных американцев Джирахары.
Поселение мятежных рабов, разбитое у реки Сан-Педро стало его столицей. Историкам не удалось определить точное местоположение королевства Мигеля. Многие полагают, что оно находилось где-то недалеко от современного города Баркисимето, либо недалеко от муниципалитета Ниргуа штата Уаракуйя.
Ряд источников описывают укрепления Мигеля как стратегически продуманные, построенные в бухте, чтобы использовать все преимущества естественных барьеров, таких как непроходимые скалы, для блокировки любых других путей в город Мигеля.
Вскоре после своего восстания он основал еще несколько городов и провозгласил себя первым африканским королем Бурии (Яракуй, Венесуэла). В своих укрепленных поселениях Мигель был настоящим самопровозглашенным королем, его возлюбленная Гиомар была королевой, а его сын стал принцем. Товарищи Мигеля по восстанию стали своего рода его "администраторами" или "губернаторами" на новообретенных землях.
С помощью своих приближенных Мигель надеялся основать некую новую цивилизацию в соответствии со своим собственным видением. В своем неожиданном королевстве бывших рабов, в кумбе, самопровозглашенный король задумал организовать жизнь своих подданных согласно древним африканским обычаям, которые он запомнил еще до своего порабощения.
Возможно провозглашение Мигеля королем было просто направлено на своего рода поддержание порядка и структуры в созданном им поселении. Кумбы были четко организованы и хорошо охранялись, в них соблюдалась дисциплина. Это был единственный способ выжить. Религиозные обряды играли важную роль в создании кумб, в которых жрецы часто возглавляли становились политическими лидерами. Он также установил довольно драконовские законы - все с целью поддержания порядка в своем новом самопровозглашенном государстве свободных людей.
Многие из рабов, кто нуждался в убежище, устремились в его королевство, что привело к увеличению населения. Хотя эти поселения, возможно, и оказывались многим неким спасительным убежищем, Бурия была далека от того, чтобы прослыть раем.
Большая часть земель вокруг была засушливой и гористой, а это означало, что для пополнения запасов еды для жизни приходилось прибегать к набегам на небольшие и мало охраняемые плантации в этом регионе. Репутация короля Мигеля все больше упрочивалась во всем регионе, поскольку он и освобожденные все больше продолжали совершали успешные набеги на другие плантации и шахты.
Но для порабощенных и угнетенных индейцев и африканцев он был их освободителем, ведущим их к спасению. Для испанцев он был злобным бунтарем, помешанным на убийствах и хаосе. Сложившаяся напряженность в регионе подтолкнуло испанское колониальное правительство к необходимости вмешаться в ход событий.
Благодаря своей репутации не только среди африканских народов, но среди местных жителей, Мигелю удалось заключить прочные союзы с коренным населением всей территории Венесуэлы. Вместе они попытались совершить невозможное, спланировав очень амбициозные нападения на испанцев из когда-либо предпринятых.
Король Мигель, его вольноотпущенники и его союзники попытались захватить Баркисимето и Эль-Токуйо, чтобы нанести решающий удар испанцам и ослабить их позиции в регионе. Но, увы, когда Мигель мобилизовал своих борцов за свободу для их последнего рывка, капитан Диего де Лосада в сопровождении небольшого контингента солдат был на пути к срыву планов Мигеля.
II. Закат.
С каждым новым действием Мигеля испанское колониальное правительство Венесуэлы все более становилось разгневанным. Тактика Мигеля быстро адаптировалась к растущему давлению испанских военных сил, нацеленных на уничтожение его королевства. Мигель провел свои войска через Нуэва-Сеговия-де-Баркисимето, на этот раз используя новый подход к делу, заимствованный у жителей Хирахары и других коренных племен региона. Среди новшеств – разрисовывание лиц, проведения тайных атак, направленных на преследование испанских эскадрилий. Большинство видов оружия, использовавшихся войсками Мигеля, были местными дротиками и копьями. Они изготавливались из металлов, конфискованных и перепрофилированных из освобожденных шахт. Другое вооружение состояло из сабель, луков и стрел. В 1554 году король Мигель успешно атаковал город, в результате чего был убит священник Торибио Руис, шесть поселенцев и разрушена церковь.
Узнав об этих успехах, испанцы отправили подкрепление в Нуэва-Сеговия-де-Баркисимето с целью начать нападение на королевство Мигеля Черного. Возглавляемая капитаном Диего Лосадой кампания на территории Мигеля привела к поимке освобожденного раба, которого Лосада насильно использовал в качестве проводника по местным джунглям. В дальнейшем он также захватил нескольких женщин. Однако испанцы все же вызвали настороженность охрану Мигеля, что вскоре привело к полному вооружению поселения Мигеля I.
Король Мигель и его освобожденные рабы приготовились для битвы с людьми Лосады. Противники встретились на границах вольного королевства. Лосада и его люди оказались способными умело противостоять армии короля Мигеля, что неизбежно заставило войска Мигеля отступить в город.
Лосада прорвался через городские ворота и преследовал отступающих борцов за свободу. Несколько противоречивы рассказы о том, как происходила битва дальше и чем все закончилось. Известно лишь, что в 1555 году, после многочисленных столкновений между войсками короля Мигеля и капитана Лосады, Мигель был убит из арбалета - в разгаре битвы.
III. Конец или начало?
Сразу же после гибели Мигеля на поле боя его союзники и освобожденные рабы потеряли надежду на победу над испанцами. Хотя большинство продолжало сражаться, многие бежали из охваченного боем города. В конце концов город Мигеля пал - испанцы одержали победу.
Большинство рабов были выслежены и захвачены войсками Лосады, в то время как остальные были казнены в тот же день. Все мужчины, оказавшие сопротивление, были убиты, в то время как женщины и дети были распределены по всем плантациям Венесуэлы.
Среди тех, кто опять стал рабом, была королева Мигеля Гиомар и его сын. Несмотря на свои потери, некоторые продолжали сопротивление испанцам в течение десятилетий после смерти Мигеля, что в конечном итоге привело к тому, что испанцы отказались от других шахт и плантаций в этом регионе.
***
Король Мигель вошел в историю как первый африканский монарх, впервые успешно возглавивший восстание в Латинской Америке. За три года своего правления он построил город кумбе, который большинство называли его королевством. Он не только освободил своих собратьев (крещеных африканских рабов), но и заключил прочные союзы с местным коренным народом.
Его наследие продолжало вдохновлять будущие восстания, которые брали за образец стратегию Мигеля. Историки высказывали предположения о том, что возможно Мигель был благородного африканского происхождения. По крайне мере легенда использовала такое объяснение, чтобы найти ответ, почему ему было суждено действовать не как все в условиях рабства и стать в итоге королем хоть и на очень короткий срок.
Он завоевал сердца и умы многих современников и последующих поколений, кто был скован цепями рабства. Однако весомая часть документальных свидетельств, содержащих данные о его жизни, по-видимому, в чем-то граничит со легендами, сочиненными позже, что с одной стороны к приукрашиванию образа, с другой стороны такие повествования побуждали угнетенные народы к борьбе за свободы в будущем.