В этом году на TikTok завирусились видео с Томом Крузом, где актер делает что-то удивительно не похожее на Тома Круза.
Несмотря на потрясающее сходство, все видео оказались убедительными подделками. В 10 видео, которые были опубликованы в период с февраля по июнь, фигурировал созданный искусственным интеллектом дипфейк. Над созданием дипфейка поработали художник Крис Уме и актер Майлза Фишера. Дипфейк с Томом Крузом был настолько популярен, собрав десятки миллионов просмотров на TikTok, что вдохновил Криса Уме запустить компанию под названием Metaphysic. Он использует ту же технологию дипфейков, чтобы сделать рекламные ролики и восстановить старые пленки. Проекты Metaphysic включают кампанию Gillette Razor, которая воссоздала молодого Диона Сандерса в день драфта 1989 года, и кампанию для бельгийской футбольной ассоциации, которая вернула к жизни двух умерших из бельгийской команды.
Сейчас дипфейкам уделяется много внимания в первую очередь из-за того, что они могут использоваться в плохих целях - шантажа, вымогательства и др. Законодатели также предупреждали, что дипфейки могут использоваться для введения в заблуждение. Тем не менее, Уме и его коллеги - среди тех, кто убежден, что технология также может быть забавной и совершать невероятные вещи для фильмов, рекламы и других форм медиа. Основатели Metaphysic собираются использовать дипфейки, чтобы сделать пожилых артистов моложе, создавать видео двойников известных людей, которые могут быть использованы для рекламы или любого типа контента без необходимости их физического присутствия на съемочной площадке. Но как недавняя полемика из-за использования искусственного интеллекта, который сгенерировал голос покойного шеф-повара и телеведущего Энтони Бурдена, даже развлекательное использование такой спорной технологии может вызвать удивление и этические проблемы.
Некоторые приложения для смартфонов даже позволяют делать дипфейки самостоятельно. Но в основном качественными подделками занимаются профессионалы. Для видео с Томом Крузом Уме сначала потратил около двух с половиной месяцев, просто тренируя модель искусственного интеллекта на видео и изображениях голливудской звезды, пытаясь запечатлеть его с как можно большего количества ракурсов и в как можно большем количестве условий освещения. Поскольку цель состояла в том, чтобы сделать Тома более реалистичным, ему пришлось отсмотреть и изучить множество публичных интервью. Позже Крису нужно было снять видео для дипфейков, и в этом ему помог Фишер, двойник Тома Круза (тело и голос в кадре - его). Затем Уме потребовалось два-три дня, чтобы сгенерировать видео, объединяющее кадры Фишера с лицом Круза, плюс еще около 24 часов с использованием инструментов искусственного интеллекта для таких вещей, как повышение качества видео.
Из-за того, насколько нова эта технология, нет четких правил о том, как регулировать дипфейки и можно ли делиться ими. Например, пока неясно, следует ли информировать зрителей о том, что они смотрят на дипфейк, или какие руководящие принципы должны регулировать процесс получения согласия на предмет дипфейков.
Ник Диакопулос, доцент по коммуникационным исследованиям и информатике в Северо-Западном университете, считает, что дипфейки могут быть персонализированы, чтобы привлечь людей из разных демографических групп, или знаменитость, которую вы видите, одобряющая продукт в рекламе с дипфейком, может быть выбрана в соответствии с вашими интересами. В таких ситуациях, по его мнению, может потребоваться раскрытие информации, чтобы зритель не чувствовал себя управляемым.
Соучредители Metaphysic подчеркнули, что они помнят об отвественности из-за технологии, управляемой ИИ. Они хотят убедиться, что ИИ используется этично и надлежащим образом. Компания работает напрямую с клиентами, которые хотят видеть именно дипфейки, кроме того, для коммерческих проектов требуется согласие субъекта.
Уме пока не слышал никаких жалоб от Круза или других знаменитостей, которых он пародировал с помощью искусственного интеллекта. Он рассказал, что связался с менеджерами Круза, предложив снять видео или передать контроль над учетной записью TikTok, если Круз не одобрит то, что они делают. Из-за статуса Круза как общественного деятеля и того факта, что видео являются пародиями, они, по-видимому, не нарушают правило TikTok, которое запрещает "синтетический или манипулированный контент, который вводит пользователей в заблуждение, искажая правду о событиях таким образом, что это может причинить вред."
Кстати, в прошлом году на Дзене я рассказывала про дипфейки, посмотрите видео: