Значительная часть российской экономики принадлежит госкомпаниям. Российские госкомпании часто оказываются неэффективными и причин этому множество: высокие зарплаты топ-менеджмента, непрозрачность внутренних процессов, слабый уровень контроля таких компаний государством и прочее.
Госкомпании в России контролируют самые основные источники выручки, а именно добычу и продажу полезных ископаемых. Поэтому, например, в нефтянке государственным сделали практически все, что могли. Кроме этого, государство контролирует и крупные СМИ, в том числе оппозиционные. Всем известное «Эхо Москвы» принадлежит «Газпром-Медиа», а издательский дом «Коммерсантъ» - «Газпроминвест-холдингу». То есть оба холдинга имеют прямое отношение к государственной компании «Газпром».
То же самое происходит и в банковской сфере: больше двух третей активов принадлежит госбанкам, которые обслуживают примерно семьдесят процентов кредитов и физических, и юридических лиц.
Немного истории
Такая ситуация сложилась в результате обратного процесса после приватизации в 90-х годах. Тогда значительная часть предприятий оказалась в руках олигархов, и те, кто смогли “договориться” с государством, получили в свое распоряжение целые отрасли экономики.
Когда к власти пришел В. В. Путин, начался обратный процесс - национализации предприятий. Новая система предполагала лояльность бизнес-элит новому режиму, но и у этой системы обнаружились недостатки. К 2020 году мы видим, как государство заняло командные высоты практически везде.
Зарубежный опыт
Многие госкомпании создаются в тех сферах, от которых зависит безопасность и благополучие граждан, где качество важнее извлечения прибыли. Например, в оборонной промышленности или в энергетике.
Для начала следует обратиться к зарубежному опыту. В Норвегии и Финляндии тоже есть госкомпании. К примеру, задачей норвежской компании “Статойл” является извлечение прибыли для госбюджета, а именно на социальные программы и в “фонд будущих поколений”. А финский фонд инноваций “Ситра” работает по госстандартам: работники фирмы обладают привилегиями госслужащих и получают социальные гарантии.
Самое важное то, что этим компаниям ставят ряд некоммерческих целей: обеспечение занятости, улучшение качества продукции, технологический рывок, но только на условиях коммерческой успешности. Бюджет должен получать от них средства, а не наоборот.
Как поступить с госкомпаниями
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо соблюсти несколько ключевых принципов.
- Во-первых, нужно определить, какие госкомпании действительно связаны с жизненно необходимыми структурами экономики, а какие нет.
- Во-вторых, требования к госкомпаниям нужно ужесточить и требовать эффективного выполнения поставленных задач, а также важно обеспечить прозрачность этих компаний.
Не менее важно учесть, что монополии бывают естественными. Например, разделять газотранспортную систему неэффективно именно поэтому. Множество владельцев разных участков одной газотранспортной сети пагубно повлияют на промышленность и её состояние. А вот разделить добытчиков смысл имеет.
Аналогичная ситуация с железными дорогами, которые выполняют не только экономическую, но также социальную и оборонную функции. Приватизировать их опасно и может привести к ситуации, которая сложилась в Великобритании, в которой слишком высокие цены на путешествия по железной дороге. Так, один англичанин пытался подобрать наиболее дешёвый маршрут, чтобы добраться из Ньюкасла в Лондон. И оказалось, что выгодней это сделать самолётом через испанскую Майорку.
Чтобы сделать из квазигосударственной РЖД более эффективную компанию, не нужна конкуренция компаний, производящих рельсы и шпалы, нужно разделить самого перевозчика.
Пути реформ
Существуют разные предложения по решению сложившейся проблемы. Сергей Гуриев, например, предлагает новую приватизацию, благодаря которой Россия сможет заработать одномоментно более 300 млрд. рублей. Государство получит средства для обеспечения социальных выплат, а компании перейдут в руки более эффективных владельцев.
Сегодня приватизацию можно провести с помощью прозрачных электронных бирж, поэтому, как считает Сергей Маратович, такого хаоса как в 90-х не произойдет, ведь в цифровую эпоху все экономические процессы стали гораздо цивилизованней.
Но даже в этих условиях, не обязательно идти по пути новой приватизации предприятий. Есть более безопасные методы. В частности экономист и профессор Принстона Олег Ицхоки приводит в пример Китай. Там без масштабной приватизации более эффективные и способные к конкуренции частные компании вытеснили с рынков государственные.
И это тоже источник роста и эффективности. Потому что молодые и хорошо управляемые компании получат доли рынки и создадут больше добавленной стоимости.
Итог
Госкорпорации нужно ставить под общественный контроль и постепенно передавать их в частные руки. С особой осторожностью следует отнестись к тем компаниям, существование которых сильно влияет на жизнь граждан: это ключевые предприятия газовой отрасли или железные дороги. Если государство может быть эффективным собственником, то его нужно таковым сделать.
Текущее состояние российской экономики с большим весом госкорпораций и их сомнительной эффективностью нуждается в реформах. “Общество.Будущее” приготовила проект экономических реформ, главная цель которых - сделать граждан нашей страны богаче. Если вам стало интересно, можете ознакомиться с проектом по этой ссылке.
Буду рад вашей подписке на канал!