В определенный момент жизни ребенка все родители сталкиваются с различными трудностями. Кто-то из деток начинает испытывать постоянные страхи. Дети боятся темноты, оставаться дома одни, различных животных, насекомых и даже смерти. Какие-то детки не могут справиться со своей чрезмерной агрессией - бьют своих родителей и других деток. Другие не хотят слушаться своих родителей. А может быть, ребенок сильно переживает, что его родители разводятся или же не могут наладить хорошие отношения между собой. Проблем может быть масса и в каждой семье они могут быть свои.
В этой статье хочу поделиться с вами одним классным способом, как помочь ребенку справиться с его проблемой. Поможет вам СКАЗКА. Да-да, вы не ослышались, всего лишь СКАЗКА. Но, сказка "правильная", написанная именно для вашего ребенка, которую вы сами сможете написать с легкостью. Как, спросите вы? Я вас с радостью научу! Сегодня побудем немного детскими писателями, вдруг даже кто-то из вас мечтал в детстве им стать:)
Что же такое сказкотерапия - это метод в практической психологии, в котором сказку используют для решения проблем воспитания, коррекции поведения и профилактики психологических отклонений. Сказка - это ресурс бессознательного. До 10 лет дети живут в мире фантазий и это самый благоприятный возраст для применения данного метода. Но, это не значит, что после 10 лет ничего не получится! Просто сказки уже приходится "изощрять":) Поговорим об это ниже. А в самом конце ваш ждет пример терапевтической сказки.
Опережая и отвечая на самый распространенный вопрос от родителей:
Если я напишу "неправильную" сказку, как это может отразиться на моем ребенке?
ОТВЕЧАЮ: Никакая сказка не может навредить ребенку! Каждая имеет терапевтический эффект без исключения!
Итак, три самых главных правила написания сказки
- Сказка должна отражать реальную проблему ребенка. Если ребенок младше 10 лет - описываем проблему буквально, если старше - описываем с помощью метафоры. ПРИМЕР: у ребенка была травма позвоночника, он долгое время не мог ходить - можно использовать метафору про дерево , которое сильным ветром выдернуло из почвы, а затем его посадили обратно добрые люди.
- Сказка должна предполагать замещающий опыт. Нужно предложить новый способ, как можно поступить в го ситуации. Как герою можно сделать иначе?
- Сказочный сюжет должен разворачиваться по определенному алгоритму:
- 1-я часть "Жили-были" - это та часть, где ребенок узнает себя, где он знакомится с героями сказки и неосознанно понимает, что это он. Перед написанием сказки соберите максимальное количество информации про своего ребенка: семья ребенка - из кого она состоит, включая домашних животных.
- 2-я часть "И вот однажды" - в этой части герой сталкивается со своей проблемой, в этой части сказки мы показываем как привычно складывается ситуация, в которой ребенок не может справиться. Придумываем для себя цель - чем мы хотим помочь ребенку этой сказкой?
- 3-я часть "Из-за этого" - в этой части герой переживает свою проблему, привычным образом реагирует на то, что происходит. В этот момент ребенок максимально идентифицируется с героем, потому что, то, что вы описываете - это его сложность, только на сказочном языке.
- 4-я часть "И тогда" - здесь сказка меняет свое направление, показывая как эту сложность можно решить. Мы показываем, как можно поступить по-другому, по-новому, предлагаем что-то новое.
- 5-я часть "Развязка" - герой справляется со своей сложностью. Герой переживает победу, что у него все получилось, какой он молодец. Сказка обязательно должна закончится хорошо!
- 6-я часть "Мораль" - какой урок извлекает ребенок из этой части.
Как можно усилить терапевтический эффект сказки?
1. Угадать с героем. Главная задача узнать у ребенка, что для него интересно сейчас (любимое животное, любимый персонаж и т.п.) и воспользоваться этим в сказке. Для деток 3-4 года, как правило, это различные животные. В этом возрасте обязательно используйте героя с приставкой "маленький" (маленький медвежонок). В 5-6-7 лет - герои этих сказок феи, принцессы, разбойники, волшебники, колдуны (герои самых популярных мультфильмов, которые смотрят ваши дети). Подростки, предподростки - герои притчи, былины, мифические герои.
2. Сказка должна создавать зону безопасности. Важно сочетать реальность с вымыслом, с помощью этого ребенок как-будто бы запутывается и попадает в фантазийный мир, отвлекаясь от своей реальной жизни.
3. Сказка перед сказкой. Это поможет расположить ребенка, настроить его.
Пример: Представь волшебный лес, в нем много огромных, сказочных деревьев, а на них живут белочки. Но не только белочки, по неведанным тропинкам этого леса ходят различные зверушки. И если долго идти по этим тропинкам можно выйти к озеру, где на огромной поляне растут волшебные кувшинки, на них сидит маленькая фея и читает сказку-слушай... и начинаете рассказывать свою сказку.
4. Опирайтесь на тип ребенка. Если ребенок визуал - описывайте все в мельчайших подробностях. Если ребенок аудиал - выделяйте важные моменты интонацией. Если ребенок кинестет - уделяйте внимание прикосновениям.
Как определить, какой тип у вашего ребенка? Проведите простой эксперимент, когда ребенок заходит в незнакомое помещение, что в первую очередь он делает? Осматриваться по сторонам? Начинает прислушиваться к звукам? Или же все трогать?
- Внушение. Повторяйте одни и те же нужные фразы на протяжении всей сказки, например "Учиться интересно и важно"
Итак, вы написали прекрасную сказку для своего ребенка, что же дальше?
- Для прочтения сказки нужно подобрать подходящее время и место. Лучше это сделать, когда ребенок максимально расслаблен, можно перед сном, поглаживая его. И еще, старайтесь рассказывать сказку, не уткнувшись в лист бумаги, не читайте ее.
- После того, как вы прочли сказку - не нужно ничего спрашивать у ребенка и что либо делать. Вы положили зернышко в землю, теперь ждем. Хотя бы сутки не напоминайте ребенку про сказку, ребенок скорее всего сам вернется к ней, возможно, что-то спросит или даже может попросить перечитать ее.
И в заключении хочу поделиться с вами примером чудесной сказки.
Проблема: Малыша (4 года) укусила оса, он испугался и стал заикаться.
Однажды давным давно, 100 лет назад в волшебной стране жила была сказка, которую рассказала добрая фея. Жил был маленький львенок, звали его Гор. Когда его спрашивали, как его зовут, он с гордостью отвечал Горррр и рычал как настоящий лев. Львенок жил в лесу с мамой львицей, папой львом и сестренкой маленькой львицей. Мама была очень красивая львица, папа - очень красивый лев, а сестренка - очень задиристая маленькая львица. И вот однажды маленький львенок Гор играл с другими львятами на большой поляне, они бегали, прыгали, смеялись и прятались. И так было бы до самого вечера, но пришел папа лев и сказал: - Львята, сегодня мы начинаем очень важно дело, мы будем учиться рычать, когда вы станете большими сильными львами, вы должны уметь громко рычать. -Ураааа, закричали львята. Мы как большие и взрослые львы! И папа лев повел львят на самую высокую гору. -Вставайте у самого края горы, смотрите вниз на поляну и тренируйтесь. Кто громче всех сделает РРРР, тот самый большой и смелый лев. Львята послушались папу льва и стали рычать. Гор тоже поспешил со всеми. Но, когда подбежал к краю горы и посмотрел вниз - ему стало так страшно... Он не смог прорычать даже самое тихое РРР. Он тихонько отошел от всех и загрустил. Ему было так страшно смотреть вниз. Но ему так хотелось быть таким же смелым и громким львенком, как остальным. Он горько заплакал. Все это видела добрая фея, которая летала над львятами. Она хорошо знала маленького львенка гора, знала, что это очень добрый и умный львенок. Как же я могу ему помочь - подумала добрая фея? И придумала! Я подарю Гору смелость!!! У феи были помощницы пчелки, которые помогали всем зверятам в лесу. Фея позвала одну пчелку, самую смелую, и сказала -Мы должны помочь львенку Гору, ему очень нужна смелость, выполни, пожалуйста, мою просьбу - передай смелость львенку. -Да, конечно, сказала пчелка. И улетела искать львенка Гора. А он в это время сидел на поляне с бабушкой-львицей и пил волшебный сок. Пчелка подлетела ко львенку Гору и запустила стрелу смелости прямо ему в ногу, львенок "ойкнул" и, конечно же, не понял, что произошло. Но стрела смелости уже была у него. На следующий день папа-лев вновь повел львят тренироваться на самую высокую гору. -Сегодня мы узнаем кто из вас самый смелый и самый громкий! Львята подошли к краю горы. И маленький Гор тоже решил попробовать еще раз, хотя, он помнил, как ему было страшно. Но все же решился. Гор подошел к краю, посмотрел вниз ииии произошло чудо! Он больше не боялся. Папа-лев скомандовал, чтобы все львята начали рычать. А маленький Гор зарычал громче всех! Это услышали все в округе - и папа лев и мама львица и маленькая сестренка и даже бабушка. -Победил львенок Гор, сказал папа лев. -Урааа, я победил! я смог не бояться! Я самый смелый и громкий львенок, кричал маленький львенок Гор. И все его поздравляли!
Мораль - если страшно, то можно пробовать!