Благодарю всех, кто прочёл первую часть мальтийских историй. Мы продолжаем путешествие!
Многие знакомы с мифом о нимфе Калипсо, которая на острове Огигия пленила Одиссея, возвращавшегося на родину после Троянской войны. А не кажется ли вам, что Огигия — это и есть остров Гозо? В этом уверены не только все мальтийцы, но и большинство ученых, специалистов по древнегреческим мифам. Одиссей возвращался со своими спутниками домой и потерпел кораблекрушение (не без «помощи» Зевса, конечно). Девять дней он держался на воде, пока не был выброшен на берег. Там измученного Одиссея подобрала прекрасная нимфа — дочь Атланта — и продержала его на своем острове восемь лет. Она обещала сделать его счастливым, но Одиссей продолжал тосковать по родине (и по Пенелопе, разумеется). Видя, что ее пленник страдает, нимфа отпустила героя.
Конечно, можно предположить, что Огигия — это тунисский остров Джерба или испанская Майорка. Но... Хочется верить все-таки мальтийцам, слишком красива легенда, слишком «настоящей» кажется пещера нимфы Калипсо здесь, в Рамле, на Гозо.
У Андрея Кончаловского есть фильм "Одиссея". Мне думается, что, выбирая место съемок, он тоже не сомневался: Огигия — это Гозо. Узкий закрытый проход, соединяющий так называемое Внутреннее море с морем Средиземным, как нельзя лучше подходил для сцены прохождения Одиссея между Сциллой и Харибдой.
Есть еще один факт в пользу того, что Огигия — это Гозо: если с берегов острова бросить в воду запечатанную бутылку, то ее прибьет к берегу Сицилии ровно через восемнадцать дней. Именно столько дней добирался освобожденный Одиссей до земли Феакийской.
Не знаю, проверял ли на самом деле кто-нибудь факт с бутылкой, но почти каждый гозитанец (житель Гозо) рассказывает при встрече, как сам лично бросал в море бутылку, и как через восемнадцать дней ее находили родственники на Сицилии.
Давайте поверим им на слово...
На южном побережье Гозо есть природный феномен — спрятанное в скалах Внутреннее море. Это огромный мелководный резервуар, связанный с внешним морем узким туннелем в утесе. По нему на небольшой лодке можно подплыть к двум другим природным чудесам — Грибной скале и Лазурному окну. С поверхности этой скалы мальтийские рыцари собирали ценное по своим лечебным свойствам растение, которое они принимали за гриб. Этот гриб веками находился под строжайшей охраной, и всякого, кто пытался его украсть, ждала смертная казнь. А Лазурное окно — удивительное природное сооружение, которое тысячелетиями вытачивалось морскими волнами в скалистом береговом выступе. Оно образовано двумя огромными колоннообразными глыбами, на которых покоится стометровая перекладина.
На Гозо много пещер. Часто древние жители, отыскав в скале природное углубление, «оживляли» его своим присутствием, делали из него жилище или даже целые подземные храмы. В прибрежных областях есть много пещер и лабиринтов, о которых знают только специалисты. Как правило, раз в пять лет вновь и вновь обнаруживается ранее неизвестный вход, такое своеобразное «окно» — аккуратно прорезанное отверстие, скрытое от глаз мхом или лишайником, внутри которого находится terra incognita, новая пещера, где обнаруживают следы древних цивилизаций, населявших Гозо тысячелетия назад.
Да, Мальта полна загадок. И это не только загадки для ученых, которые до сих пор не пришли к единому мнению, каким образом были построены все мегалитические храмы (есть, как минимум, пять-семь научных версий и невероятное количество версий фантастических), но и загадки для людей просто любознательных, прибывающих на Мальту узнать что-то новое для себя... Ну разве не загадка — каким образом в те далекие времена люди могли добывать, перевозить и устанавливать друг на друга с поразительной точностью ровные, правильные прямоугольные плиты, высота которых достигает шести метров, а вес — двадцати тонн? Или знаменитые «Палаты оракула», обнаруженные в Хал-Сафлиени, в которых эхо отзывается только на мужской голос! Да-да, храм реагирует на вибрации мужского голоса — отторгает «чужого», и молчит, когда звучит женский голос, признает в этих звуках «свою»!
Легенды Мальты говорят о том, что вся территория архипелага была неким священным местом. И женское начало в сакральном мире Мальты преобладало. Почти все древние храмы посвящены культу богини-матери, и шесть тысяч лет назад все общество мальтийского архипелага жило по законам матриархата. Жизнь древних жителей была подчинена служению Праматери-богини и строительству храмов.
В жизни современных мальтийцев, кстати, роль матери, жены чрезвычайно высока, основные решения в семье принимает женщина...
Вы можете найти много теорий и версий о том, как создавались древние сооружения. Хочу сказать о любопытной, на мой взгляд, идее. Есть нестандартные исследования и гипотезы геолога Дмитрия Бех-Иванова о строительстве мальтийских храмов. Он выдвигает такую версию: следует четко различать время образования осадочных пород и время их литофикации (окаменения), поскольку породе может быть десятки миллионов лет, а окаменеть она может и всего несколько лет назад. То есть когда мы сегодня рассматриваем кладку из известняковых стен, трогаем камни, нам не приходит в голову, что во время, когда храмы строились, эти «камни» были не крепче слежавшейся глины, и породу можно было копать лопатой! Каково, а?!
Мальта обладает своей неповторимой аурой и эзотерическими знаниями — тайными, скрытыми, — которые собирали, хранили и передавали из поколения в поколение народы и этносы, населяющие острова. Есть даже версия, что мегалитические постройки Мальты — это резонаторы для установления взаимосвязи между человеком, Землей и Космосом.
Но не только мегалитами и храмовыми комплексами славится Мальтийский архипелаг. На Мальте переплелись традиции тамплиеров и масонов, пиратов и купцов, финикийцев и греков. Здесь органично соединены дух рыцарства и благородства ордена госпитальеров и суфийские представления о жизни и окружающей природе, христианские традиции и языческие верования.
Мальтийский историк и антрополог Чарльз Кассар считает, что католическая вера на Мальте в народном сознании даже в наши дни аккумулирует некоторые старые суеверия, веру в «сглаз», отдельные обряды, приметы и легенды. Сходное явление наблюдается и среди католиков Латинской Америки (я обязательно расскажу вам в одном из блогов о верованиях инков, о том, как современные перуанцы соединили свои древние верования с христианством — поверьте, это интересно!). Сознание людей не меняется. В этой католической стране вместе с привычной им христианской религией в их сознании прекрасно уживаются вера в старые суеверия, сглаз, гадания, гороскопы и разные приметы.
Мне кажется (или я ошибаюсь?), что в этом они очень похожи на нас?!
Пожалуй, на сегодня все. До завтра!
P. S. Многие мысли я заимстовала из своей же книги, детектива «Мальтийские игры, или Печальная симфония в си миноре». Ссылка на книгу в первой статье.
Спасибо, что дочитали статью. Всем хорошего настроения! Подписывайтесь!