Найти тему
(не)Жена Безработного

Как помочь ребенку в построении автономии: от непосредственной близости к свободе

Оглавление

Как родители могут поддержать своего ребенка на этом пути? Какое поведение или отношение разумно укрепят разлуку с ребенком и что может помешать этому процессу?

Приветствую Вас на канале (не)Идеальный родитель! Это вторая статья цикла статей "Построение автономии ребенка". Ссылку на первую часть по традиции оставлю в конце статьи. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Разделение без вины

Только ситуация, в которой родитель испытывает печаль и сожалеет настолько, что она будет более или менее сознательно «излита» на ребенка, будет вредна для ребенка. 

Это может быть сообщение, например: «друзья и развлечения важнее для вас, чем время, проведенное с семьей» (когда ребенок отправляется в школьную поездку) или «тишина и грусть снова вернутся домой» (когда выходные окончены и взрослый ребенок возвращается в общежитие). Эти сообщения могут быть выражены не так прямо.

Это также может быть радость и восторг родителя, когда он забирает ребенка из детского сада, потому что ребенок плачет, когда они расстаются. Родитель может слишком опрометчиво и в большей степени из-за собственных страхов интерпретировать это как нежелание ребенка посещать детский сад, несмотря на сообщения от сотрудников учреждения о том, что ребенку нужно время или что он становится все лучше и лучше в группе. 

Также может возникнуть ситуация, когда мать ребенка реагирует соматическим заболеванием, например мигренью, когда ребенок идет на учебу.

Если с разлукой ребенка связано много тяжелых переживаний, стоит воспользоваться профессиональной помощью и поговорить об этом с психологом. 

Если эмоции не слишком сильные и подавляющие, достаточно поговорить с партнером или другом или проработать их самостоятельно (объясните себе эту ситуацию и считайте ее здоровой и необходимой). Важно, чтобы ребенок не обременялся тяжелыми переживаниями родителя. Он имеет право быть независимым и автономным - без каких-либо угрызений совести или вины.

Итак, как может звучать поддерживающее послание для ребенка, например, когда ребенок отправляется в свой первый летний лагерь? Ребенок может услышать от матери что-то вроде: «Иди, сынок, развлекайся. Я надеюсь, ты найдешь настоящих друзей и хорошо проведешь время. Мы с твоим отцом будем скучать по тебе, но у нас также запланированы некоторые веселые мероприятия, так что мы справимся». 

Такой ребенок получает сообщение о том, что родителям важно, и им небезразлично его отсутствие; в то же время он слышит, что его родители искренне поддерживают его отъезд и им нравится проводить время только вдвоем. Таким образом, ребенок может покинуть родительский дом, не чувствуя себя виноватым!

Читайте также другие статьи цикла "Построение автономии ребенка":

Часть 1: Как помочь ребенку в построении автономии? От непосредственной близости к свободе