Печальная страница в истории российского флота — гибель броненосца «Русалка» во время шторма по пути из Ревеля в Гельсинфорс.
Во время крушения в 1893 году погиб весь экипаж — 166 матросов и 12 офицеров. Сегодня это судно станет героем нашей рубрики #историязатонувшихкораблей
Кажется, тяжелый рок висел над «Русалкой» с самого начала. Срыв сроков при строительстве привел к увеличению контрактной цены почти в полтора раза. Затем последовал отказ православной церкви освящать корабль с языческим названием. Ну и, наконец, столкновение со скалой во время первого выхода в море.
- «Русалку» заложили в 1866 году на Галерном острове в Петербурге. За основу взяли один из боевых кораблей английской фирмы «Mитчелл и Ко». Проект пересматривали и переделывали, и только в 1867 году судно спустили на воду. К плаванию оно было готово два года спустя.
В 1869 году и произошла первая авария. Правым бортом корабль прошелся по подводной скале, что едва не привело к его гибели. Течь в носовой части устранили на мели, и все обошлось.
- Событие интересно еще и тем, что на «Русалке» в этот момент служил 20-летний С. О. Макаров — в будущем выдающийся русский флотоводец. Спустя год после происшествия он предложил несколько методов борьбы с пробоинами в «Морском сборнике».
А «Русалка» тем временем продолжила свое плавание. В 1870 году корабль зачислили в учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. В 1892-м судно попало в ряды броненосцев береговой линии, а через год произошла трагедия.
6 сентября 1893 года «Русалка» в сопровождении канонерской лодки «Туча» отправилась из Ревеля в Гельсингфорс. В пути их встретил 9-бальный шторм. Броненосец пропал из вида, а командир «Тучи» принял решение следовать дальше без «Русалки». Больше корабль никто не видел.
- Недалеко от Свеаборгского порта обнаружили только несколько разбитых шлюпок. Поиски продолжались 37 дней. По версии следствия, «Русалка» могла погибнуть из-за потери управления или в результате пробоины.
Хотя уже при ходовых испытаниях судна было понятно, что малая высота надводного борта — существенный недостаток. Вода при минимальных колебаниях заливала верхнюю палубу и легко проникала внутрь корпуса.
Через 110 лет после крушения во время экспедиции Морского музея Эстонии, в которой приняли участие и наши специалисты, на глубине 74 метра нашли корпус затонувшего корабля. Стихия «Русалку» не пощадила и оставила её в вертикальном положении без мачты и кормовой башни.
- Судьба «Русалки» во многом послужила развитию броненосных кораблей. Появилась необходимость совмещения защитных технологий и отличных мореходных характеристик.
#русалка #цпи рго