Писать поурочные планы учителю или импровизировать на ходу? Готовиться к урокам тщательно или бегом просмотреть старые конспекты? Расти в профессиональном плане или совсем не заморачиваться на сей счёт?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Не секрет, что далеко не все преподаватели идеально готовятся к урокам. Кто-то ссылается на свой опыт, некоторым при большой нагрузке элементарно не хватает времени, другие просто импровизируют. А есть среди нас и такие, что предлагают ученикам самостоятельно познакомиться с параграфом учебника или даже законспектировать его прямо на уроке.
И в этом я убеждалась не только при общении с коллегами, а просто, когда захожу ВКонтакте в учительские сообщества и вижу, что молодые специалисты порой не затрудняют себя написанием поурочных планов, умело импровизируют. Да и некоторые учителя со стажем не считают необходимостью подготовку к урокам, а тем более – написание планов.
Вот уже целый учебный год я не работаю. Но, представьте, что ещё не выбросила стопки своих общих тетрадей с планами за многие годы. Почему? А знаете, наверное, жалко. Ведь сколько труда, сколько творчества в этих уже слегка потрёпанных хранилищах моих идей и мыслей. А каким аккуратным почерком они написаны! А пометки на полях! А фамилии учеников с отметками! Вот где история поколений! Вот где кладезь опыта!
В педагогическом писать планы нас не учили. Методика обучения иностранному языку преподавалась на английском, и для нас главным оставался на занятиях, да и на экзамене, сам английский язык. Успешное владение им отодвигало на задний план саму методику.
Из каких этапов состоит урок, как писать план-конспект урока и как вести себя на уроке я научилась на первой своей педагогической практике у очень строгого и опытного учителя обычной средней школы на 4-м курсе института. Её уроки я запомнила на всю жизнь. Повезло мне с практикой.
Пришла на постоянную работу в хорошую школу, с сильным педагогическим составом и строгой администрацией, посещавшей уроки и слушавшей самоанализ урока.
К урокам всегда готовилась тщательно, подбирая дидактический материал, продумывая каждый этап, распечатывая задания для детей с высоким и низким уровнем развития способностей. И в будние дни, и в выходные ломала голову, в какой этап вклинить подготовку к ВПР, ЕГЭ, разного рода проверочным. Профессионально учитель должен расти постоянно, и это – аксиома. Думаю, что все согласны.
Можно сказать, процесс подготовки к урокам у меня был перманентным состоянием. Не спорю, что импровизация – дело хорошее. И она частенько выручала новыми идеями и приёмами. Но главное, чтобы она не превратилась в отсебятину или чистой воды галиматью, которую «несёт» учитель, не владеющий информацией.
38 лет отработала в школе. Бывало, что и схематично писала планы. Не всегда же времени хватало на подробные. Но могу честно сказать, что прошлогодними никогда не пользовалась, хотя они и были порой и подробными, и интересными. Нет, всегда писала новые. В старые нужно было вникать, а новые писать – материал повторять и по нужным местам расставлять.
А ещё интересная такая привычка была у нашей бывшей администрации – проверить у учителя наличие планов, да ещё потом в коллективе про это и рассказать. Меня бог миловал такое унижение пережить, а кого-то и нет. Да, ладно бы, при посещении урока, а то утром на крыльце школы просили тетради раскрыть. Это уж прямо самодурство директора. Но оно точно было, только давно уже.
Не хочу, чтобы мою статью вы приняли, как нотацию или нравоучение. Просто делюсь опытом с молодыми коллегами, которые ещё сомневаются, а нужны ли эти планы учителю, если он и так - мастер на все руки. Нужны, дорогие мои юные коллеги, нужны!
Спасибо за внимание. Всем хороших летних дней! И до новых встреч на моём канале!