Для личности масштаба Нади Рушевой трудно найти слова. Связывать между собой абзацы в текст получается как-то банально и скучно. Поэтому я напишу десять ярких фактов о советской художнице Наде, которая прожила всего 17 лет.
- Надя Рушева родилась в Улан-Баторе 31января 1952 года. Её отец, Николай Константинович Рушев, был театральным художником, а мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа, — первой тувинской балериной. Летом 1952 года семья с маленькой Надей переехала в Москву.
- Надю никто специально не развивал. Девочку не учили до школы читать и писать, а любовь к рисованию открыл её дедушка по отцовской линии. Рушевы долго жили у него в коммунальной квартире на Шаболовке, и дедушка Константин первым обратил внимание на иллюстраторский талант Нади, когда весь следующий день после вечернего чтения «Мифов Древней Греции» она рисовала кентавров.
- После первого опыта иллюстрирования практику чтения решили продолжить. Отец приносил домой книги из библиотеки Центрального телевидения и читал по ролям, а дочь рисовала. Свой первый цикл из 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Надя закончила до того, как пошла в первый класс.
- Николай Константинович не спешил возносить талант дочери и, когда ей исполнилось десять лет, отдал её в обычную детскую изостудию Дворца пионеров на Воробьёвых горах. Там часто проводили встречи с детскими писателями. Так рисунки Нади Рушевой увидел гостивший в СССР Джанни Родари, на одном из которых написал «Браво, Надя, браво!»
- Юная художница никогда не использовала предварительные наброски и ластик. «Я вижу свои рисунки заранее. Они проступают на бумаге, и мне нужно только обвести их», — так описывала свой творческий процесс Надя.
- К 12-ти годам Надя Рушева освоила не только графитный карандаш, но и перо, пастель, фломастеры. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал первую персональную выставку Надежды, а впоследствии опубликовал ряд её работ. В последующие несколько лет прошло ещё 15 персональных выставок — в Москве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
- В творческом пути юного дарования была и одна неудача.
По просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя работала над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». Она читала исследования известных литературоведов, побывала в мемориальной квартире поэта, даже выбрала в качестве инструмента гусиное перо. Однако Гессену не понравились работы Нади Рушевой, и книга вышла без её иллюстраций.
8. Иначе сложилось с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Когда Николай Константинович добыл полузапрещённый роман, Надя отложила все свои задумки и полностью погрузилась в чтение.
Вместе с отцом они гуляли в местах, где происходили события, описанные в «Мастере и Маргарите», а результатом стала серия рисунков, которые мистически точно выразили образы автора. Вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова, с восторгом отметила точность внешности Маргариты. Прототипом была сама Елена Сергеевна, однако Надя этого не знала и до создания серии иллюстраций они не встречались.
9. В свою последнюю зиму юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия задумала снять ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Нади. Съёмки завершить не успели, но небольшой десятиминутный фильм всё же был смонтирован.
6 марта 1969 года Надя собиралась в школу и, наклонившись застегнуть сапоги, упала без сознания. Пять часов врачи боролись за жизнь девочки, но вернуть к жизни её не смогли. Оказалось, что у Нади была врождённая аневризма сосуда головного мозга. Лечить такой дефект в то время не умели, да и предпосылок предположить этот диагноз не было.
10. На тувинском имя «Надежда» звучит как «Найдан», т. е. «вечно живущая». И память о художнице, которой так и не довелось раскрыть свой талант в зрелом возрасте, живёт и сегодня.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.