Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
«Лучшие друзья девушек – это бриллианты», как было сказано в одном широко популярном фильме. Но если отвлечься от золота и драгоценных камней, то подавляющее большинство женщин и девушек любят получать цветы в подарок. Поэтому у меня одним из популярных мотивов рисунков изображаемых на ложках являются цветы. Вот и на этот раз я решил опять вырезать ложку с цветком.
Цветы на ложках я вырезаю различные и в самых разных стилях резьбы. На этот раз захотелось вырезать целиком черпало ложки в виде одного из самых ранних весенних цветов – крокуса. Читайте как это было и что получилось.
Наиболее любимым деревом для изготовления ложек у меня является яблоня. Несмотря на высокую твёрдость древесины и, вследствие этого, сложность в резьбе ручными инструментами, непередаваемая игра света и цвета на гладко отполированной древесине яблони притягивает вновь и вновь выбирать именно это дерево для своих изделий. Поэтому и в этот раз была выбрана древесина яблони.
Лежит у меня вот такой остаток – поленце длиной около 25 сантиметров. Из него и буду творить.
Сначала всё как всегда – перво-наперво надо изготовить баклушу.
Для этого сначала топором отколол вот такую дольку:
И немного топором же её обработал, сняв острые кромки и явно лишние куски древесины.
Теперь на самой широкой плоской стороне можно наметить эскиз будущей ложки. Черпало рисую при помощи шаблона, а ручку пока только приблизительно обозначаю, как по форме, так и по величине.
Как обычно, ножовкой делаю множественные боковые надпилы для облегчения удаления излишков. В принципе, можно и непосредственно сразу топором скалывать, но скол может пойти непредсказуемо вдоль по волокнам и тогда может сколоться нужное. Поэтому – сначала надпилы ножовкой, и только потом топором и тесаком скалываю понемногу излишнее. Да, так получается медленнее, но я за скоростью не гонюсь, плана по выработке и производительности труда у меня нет, сроками работы и количеством изделий я не нормирован, творю в своё удовольствие и в свободное время.
Итак, получилась вот такая баклуша. Правда пока у неё ещё нет изгиба между ручкой и черпалом.
Приступаю к формированию изгиба. Делаю надпил в области шейки и сначала выбираю углубление со стороны черпала, и во вторую очередь – со стороны ручки.
Такой порядок строго обусловлен. Всё дело в том, что если выбирать углубление в противоположном порядке, то при скалывании древесины со стороны черпала лезвие ножа (или топора) могут соскочить и сделать надрез на ручке, который впоследствии надо будет устранять дополнительным съёмом древесины. А такой надрез на черпале всегда менее глубокий (так как ширина черпала значительно больше) и не так критичен, так как всё равно древесина ещё будет потом выбираться в процессе формирования углубления черпала.
Ну вот, выбрано углубление и сформирован изгиб ручка-черпало. Сверху это не так видно.
Поэтому привожу вид сбоку.
Глубина изгиба составляет чуть меньше 1 сантиметра. Для ложек такой формы это в самый раз.
Теперь можно переходить к следующей части – изготовление собственно ложки. А для этого надо выбрать углубление в черпале. Пока углубления в черпале нет – это не ложка, так как черпать нечем!
Закрепляю баклушу в специальном приспособлении.
Я об этом приспособлении уже когда-то раньше писал в посте об инструментах и приспособлениях. Приспособление очень хорошее, в нём резать черпало гораздо удобнее, чем зажимая заготовку в тисках или струбциной, не говоря уж про вырезание непосредственно в руках. Точнее сказать так: резать можно как кому удобно и как кому привычнее. Я режу по-разному, но твёрдую древесину (а яблоня твёрже и режется труднее дуба), так как усилия при резании прикладываются большие, удобнее обрабатывать именно в таком приспособлении.
Сначала основной объём древесины выбираю при помощи полукруглой стамески (штихеля).
А на завершающем этапе использую ложкорезы. Стараюсь ими достичь максимальной гладкости внутренней части черпала, чтобы потом меньше вычищать шкуркой.
Вот ложка начерно готова, можно переходить к украшательству – вырезанию рисунка. Заново на ручку наношу рисунок цветка.
Запланировано, что не рисунок будет вырезан на ручке, ручка будет вырезана в форме объёмного цветка. Поэтому сначала довыбираю ручку – придаю ей форму стебля с листьями и бутоном цветка. И затем начинаю с вырезания самых выступающих элементов – листьев.
Сначала один лист, затем – второй. Сразу же той же полукруглой (отлогой) стамеской формирую профиль листьев – выступающую центральную жилку и лёгкую вогнутость самих листочков.
И только потом уже вырезаю непосредственно сам бутон цветка – центральный лепесток и два боковых.
В результате получилась вот такая ложка.
Теоретически ложка готова. Но имеется диссонанс между грубой поверхностью черпала и гладкой ручкой.
Надо сказать, что женщинам больше нравятся тщательно зашлифованные ложки. Да и мужчины зачастую предпочитают тоже гладкие, так как ими есть удобнее, хотя может и смотрятся не так брутально. Но если ложками пользоваться, а не только любоваться, то шлифовка практически обязательна. От обработки шкурками можно отказаться, тщательно выглаживая поверхности ножами-стамесками, но это по трудозатратам не быстрее шлифования, а по результату, как правило, хуже.
Поэтому в обязательном (практически всегда выполняемом) порядке провожу шлифовку поверхности абразивными шкурками. И вот он результат.
Пока ложка достаточно светлая. Точнее сказать светло-светло бежевая. Но после обработки маслом существенно потемнеет. Но это будет потом.
Перехожу к следующему обязательному этапу – сушке-термообработке. Этот этап многие резчики не выполняют, а я делаю в обязательном порядке. Всё дело в том, что при обработке при температурах 120…140°С, весь объём ложки обеззараживается от возможных микроорганизмов обитающих в объёме древесины, а также удаляется вся вода содержащаяся в порах. Для полной сушки температуры в 100°С недостаточно, так как в мелких порах при 100° вода вследствие капиллярного эффекта не вскипает и надо нагревать не менее чем до 120°С. В принципе, если ложки потом проваривать в горячем масле эту процедуру можно и не делать, но тогда в горячем масле сильнее происходит пузырение. Кроме того, предварительная сухая выдержка при высокой температуре приводит к стабилизации древесины – снимаются механические напряжения вследствие сушки и соответственно снижается вероятность растрескивания ложки при последующей эксплуатации.
Я выдерживаю при повышенной температуре несколько часов. При 140 градусах – 2…3 часа, при 130 – 3…4, при 120 – можно увеличить до 10…12 часов. Температура и срок выдержки определяют еще и степень потемнения древесины, в том числе и при выдержке в масле.
Извлекаю горячую ложку и сразу же её окунаю в льняное масло. В нём она охлаждается и поры сами засасывают масло в глубину древесины.
Спустя несколько часов ложку в масле ставлю на повторный прогрев. Опять прогреваю до 130°С и оставляю в масле остывать примерно на 12 часов (на ночь).
С утра вынимаю ложку из масла, протираю бумажной салфеткой и вот результат:
Ну а на самом последнем этапе – это клеймение. Иногда впрочем эту операцию выполняю до пропитки в масле. В обязательном порядке изделие должно нести автограф автора. У меня он такой:
Ну вот, ложка изготовлена, она отправляется на дозревание – выдерживается несколько месяцев для полной полимеризации льняного масла в комнатных условиях. А уж только после этого её можно отправлять на эксплуатацию.
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!