Чтобы вы знали: 71-летний Ричард Брэнсон собирался полететь в космос на собственном корабле ближе к концу лета. Но, узнав, что личный полет самого богатого человека на Земле, основателя компании «Амазон» 57-летнего Джеффа Безоса запланирован на 20 июля, решил сыграть на опережение. Решил – сделал. Это и есть история успеха Брэнсона (наверняка и Безоса, и всех других миллиардеров тоже): решил – и сделал. Неудачи в пути бывают, но не сбивают.
Итак, миллиардеры с космическим эго оплатили создание собственных ракет и испытали невесомость (минуты 3-4, но все равно «Вау! Я в космосе!»). Теперь их сравнивают. Ракетой Брэнсона управляют два пилота, а ракета Безоса полностью автоматическая. Брэнсон взлетел на 88 км, Безос – на 107.
Международная авиационная федерация считает, что граница космоса находится на 100 км над уровнем моря (линия Кармана), и если исходить из этого, Безос – астронавт, а Брэнсон нет. Но в нашем мире почти всему есть альтернатива: НАСА и ВВС США проводят границу космоса по 80-му километру. Но специально для того, чтобы Безос не мог назваться астронавтом и не претендовал на получение знака «Крылья астронавта», который в США дают участникам коммерческих космических полетов, в день его полета Федеральное управление гражданской авиации (FAA) уточнило критерии присвоения. Теперь астронавтом считают того, кто входит в состав экипажа, а для получения «крыльев» претендент должен внести «существенный вклад в обеспечение безопасности полетов». Миллиардера щелкнули по носу – это, конечно, всегда приятно тому, кто щелкает, но далеко не всегда имеет практический смысл. Эра космического туризма началась, а FAA говорит, что пора уже составлять свод правил, чтобы взлетающие космические корабли не мешали гражданским полетам. Потому что кораблей будет все больше: принадлежащая Безосу компания Blue Origin собирается запустить два до конца этого года и «намного больше» в следующем. Virgin GalacticБрэнсона начнет коммерческие полеты в следующем году, билеты на первые рейсы стоят 250 тысяч долларов. Кстати, еще один энтузиаст частного ракетостроения миллиардер Илон Маск, чей корабль Dragon с помощью ракеты «Фалькон-9» в прошлом году стал доставлять астронавтов на борт МКС, уже зарезервировал место на рейс Virgin Galactic.
Борьба космических эго набирает обороты. Джефф Безос предлагает НАСА 2 млрд. долларов (его личное состояние – 200 млрд.) на создание лунного посадочного модуля с единственным условием: астронавтов на Луну должны доставлять его ракеты. Игра не очень честная: весной тендер на разработку модуля выиграла компания SpaceX Илона Маска. НАСА хочет отправить астронавтов на Луну в 2024 году, но денег на реализацию программы пока не хватает. А тут вот вам пожалуйста – Безос, богаче не бывает.
Космические миллиардеры уверены, что за их ракетами будущее. В чем-то они, конечно, правы. Их полеты – мощный технический прорыв, что важно не только для миллиардеров, но и для той же НАСА, стремящейся избавиться от зависимости от российских двигателей и технологий. С другой стороны, это новый вид неравенства для всех: хотя сами миллиардеры и говорят о том, что открывают эру космических полетов «для всех», звучит это смешно. Стоимость таких полетов, конечно, будет куда ниже, чем стоимость «настоящего» коммерческого полета на МКС (того самого, за которого в США дают значок «Крылья астронавта»), но абсолютному большинству людей она недоступна. С третьей, многим людям на земле недоступна чистая питьевая вода…
И это приводит нас к уже философскому вопросу – как правильно миллиардеру потратить заработанные нелегким (это я без шуток) трудом собственные деньги? Многие, как мы знаем, становятся благотворителями. Но тут другой случай. Соцсети – о, эти мощные, смело ругающие всех и вся соцсети! – критикуют миллиардеров за то, что они тратят деньги на свои космические амбиции и игрушки вместо того, чтобы думать об изменениях климата, борьбе с пандемией и бедностью. Бедность? А что это?
Опубликовано в «Народной газете» (www.sb.ny/ng)