Любому независимому наблюдателю в начале июля 1941 года было очевидно, что взятие немцами Мурманска -вопрос ближайшего будущего. По аналогии с другими участками советско-германского фронта некомпетентное командование, потеря управления необстрелянными войсками, наличие среди соединений 1-го эшелона значительного количества уроженцев недавно присоединенных хуторских территорий, стреляющих в спины своим или разбегающимися при появлении противника, неизбежно должно было привести к отступлению, которое закончилось бы в водах Белого моря. К тому же местный Северный флот был крайне молод и слаб.
Начиналось все тоже привычно. Австрийские горные стрелки генерала Дитля сбили передовые части пограничников и 14-й стрелковой дивизии. Советские войска отошли к реке Западная Лица, командир дивизии был убит, из подкрепления было только необстрелянное пополнение из местных призывников. Но... все пошло не так. Фронт застыл в районе реки на три года, не оставили своих позиций войска 23-го укрепрайона полуостровов Средний и Рыбачий, усиленные спешно сформированными подразделениями мурманчан.
А самый неприятный сюрприз для немцев- командовал Северным флотом возможно лучший советский флотоводец того времени- Арсений Григорьевич Головко́. Во многом благодаря ему Мурманск устоял. С самого начала было налажено взаимодействие с войсками и эсминец "Куйбышев" регулярно обеспечивал огневую поддержку советским войскам, отбивая атаки егерей. Позиции армейцев были усилены двумя добровольческими отрядами моряков. Да и местный призывной контингент отлично себя проявил. Около половины Полярной дивизии народного ополчения, вступившей в сентябре в бой, составляли даже заключенные местных лагерей, оказавшиеся бесстрашными и упорными бойцами.
Причем благодаря Головко войска не стояли в пассивной обороне. Уже 6 июля в тылу стрелков Дитля был высажен десант из батальона моряков. Причем несмотря на более суровые погодные условия, скудные ресурсы и отсутствие избытка времени на планирование, десанты, которыми флот регулярно "баловал" австрийцев, были гораздо лучше организованы, чем черноморские. Бойцов десанта активно поддерживала корабельная артиллерия, обеспечивалось снабжение боеприпасами, пополнение и вывоз раненых. После выполнения задачи десантников эвакуировали.
Немногочисленный Северный флот (8 эсминцев, 15 подводных лодок , 7 сторожевых кораблей, 1 минный заградитель, 2 тральщика, 14 сторожевых катеров был усилен за счет мобилизации гражданских и промысловых судов. Перед войной для добычи рыбы в Белом и Баренцевом морях был создан мощный траловый флот, насчитывавший накануне Великой Отечественной войны 86 морских траулеров.
По мобилизационному плану в состав Северного флота в июне — августе 1941 года зачислили 29 сторожевых кораблей и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров, 4 минных заградителя и 2сторожевых корабля из бывших ледокольных пароходов, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков, переоборудованных из дрифтерботов и мотоботов. На них легла основная нагрузка по дозорной службе и охране внутренних конвоев.
Для поддержки наступления на Мурманск и нейтрализации советского флота в Киркенес была переброшена 6-я флотилия эскадренных миноносцев (командир соединения — капитан цур зее Альфред Шульце-Хинрихс) в составе пяти кораблей: лидер «Ганс Лоди» (Z-16), эсминцы «Герман Шёман» (Z-4), «Карл Гальстер» (Z-7), «Рихард Байтцен»(Z-10) и «Фридрих Экольдт» (Z-20). Эсминцы имели по 5 127 мм орудий SK C/34.
Просьбу генерала Дитля об использовании флотилии для поддержки наступления егерей и борьбы с обстрелами со стороны советских кораблей моряки отклонили- ввиду угрозы советской авиации и береговых батарей. Скорее всего "демоны морских сражений" не торопились встретиться с советскими "семерками". Вместо этого флотилия должна была нарушить рыбный промысел и судоходство в Белом море, оттянув на себя силы Северного флота.
Здесь советский флот располагал лишь дозорными сторожевыми кораблями, спешно переоборудованными из рыболовных сейнеров.
Первым на пути немецких рейдеров оказался сторожевой корабль СКР-22 «Пассат».
Это был бывший рыболовный траулер типа «Смена», РТ-102 «Валерий Чкалов» (до 25 июня 1941 года), принадлежащий Севгосрыбтресту Народного комиссариата рыбной промышленности.
Построен он был перед войной на Мурманской судоверфи, заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году, передан для эксплуатации тралфлоту треста «Мурманскрыба» 7 ноября 1940 года.
Водоизмещение полное 1500 тонн, длина 51,3/55,08 м, ширина — 9 м, осадка носом — 3,48 м, осадка кормой — 4,5 м, мощность двигателя 650 л. с., максимальная скорость хода 10.5/9,5 узлов, дальность плавания 6000 миль. Корпус стальной, клёпаный.
Вооружение-2 -45 мм орудия 21-К , 2 - 7,62 мм пулемета М-1 «Максим».; экипаж 43 человека.
Судно мобилизовано 25 июня 1941 года и после установки вооружения 2 июля 1941 года принят в состав СФ, в состав 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота. Командиром сторожевого корабля стал капитан сейнера лейтенант (иногда упоминается как старший лейтенант, но в ОБД именно лейтенант) Владимир Лаврентьевич Окуневич. Было ему то ли 22 то ли 32 года (в документах два варианта). Кораблю было присвоено имя «Пассат» и бортовой номер № 22. Экипаж состоял в основном из мурманчан, рыбаков, мобилизованных вместе с судном.
Переоборудование было закончено 30 июня 1941 года, основные работы -это оборудование артиллерийских погребов. Кроме того сторожевик получил радиопередатчики «Бриз» и «Бухта», а также радиопеленгатор «Градус-К».
Сразу после вступления в строй корабль принял участие в боевой операции- 7 июля высаживал десант на западном берегу губы Западная Лица.
На рассвете 13 июля 1941 года «Пассат» сопровождал из Мурманска в Иоканьгу конвой из двух спасательных судов ЭПРОНа — переоборудованных рыболовных траулеров РТ-67 «Молотов»(с аварийной группой ЭПРОНа на борту) и РТ-32 «Кумжа» с 40-тонными судоподъемными понтонами (по другим данным емкостями для топлива) на буксире. Кроме команды на борту сторожевика находились еще 13 пассажиров (шесть человек с плавбазы «Умба» и семь человек с подлодок Щ-403 и Щ-404). Командовал конвоем воентехник 2-го ранга А. И. Кулагин на РТ-67. Переход шел при дожде и тумане, в условиях плохой видимости.
*Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
В районе Гавриловских островов путь конвоя пересекся с 6-й флотилией эсминцев Кригсмарине, которые незамеченными прошли мимо наших подлодок, М-175 (патрулировала в Варангер-фьорде у Киркенеса) и М-172 (патрулировала северо-западнее острова Кильдин).
Примерно в два часа ночи небольшой отряд был обнаружен фашистским самолетом-разведчиком. По немецким документам в 2-34 (по берлинскому времени, 3-34 по московскому) эсминцы встретили три каботажных судна, два из которых буксировали "странной формы баржи". А в 3-26 сигнальщики с РТ-67 обнаружили силуэты неизвестных кораблей в 25-30 кабельтовых. Немцы отметили открытие огня в 2-52 (3-52). В 3-48 уже на «Пассате» услышали звуки трех выстрелов и зафиксировали три всплеска от взрывов по курсу конвоя. Наперерез с северо-запада шли три военных корабля. «Пассат» передал в эфир свои позывные, однако ответа не последовало. Немецкие корабли открыли огонь по головному РТ-67.
Лейтенант Окуневич принял единственно верное решение, развернувшись, корабль открыл огонь и поставил дымовую завесу, закрывая траулеры. Охраняемые суда получили приказ уходить в бухту Гавриловскую и, при необходимости, выброситься на берег. По радио было передано сообщение об обнаружении вражеского отряда. Сторожевик вступил в бой с тремя эсминцами 6-й флотилии: «Ганс Лоди», «Герман Шеманн» и «Карл Гальстер».
Силы были неравны, пятнадцать 127 мм ( стреляло 12) против двух "сорокопяток". 420 кг стали в одном залпе против 3-4 кг у сторожевика.
РТ-32, прикрытый дымовой завесой, успел повернуть в сторону бухты. РТ-67 же был накрыт уже вторым залпом немецких эсминцев и сманеврировать не успел. Обстрел шел фугасами из 127 мм орудий и трассирующими осколочными из 37 мм зениток. Один из немецкий снарядов взорвался в машинном отделении и перебил паропровод, еще один вывел из строя машинный холодильник, а третий снес мачту. Траулер потерял ход и с него начали спускать шлюпки.
Расстрел шел с 10-15 кбт. «Пассат», по расчетам, был накрыт пятым залпом. Прямым попаданием был уничтожен ходовой мостик, погибли Окуневич, помощник командира лейтенант Подгорных, командир БЧ-2 лейтенант Пивоваров, замполит Александр Вяткин, сигнальщик и еще несколько человек. Оба орудия вели огонь до конца, а экипаж продолжал борьбу за живучесть.
«Неравный бой продолжался, но исход его был предрешен, как ни пытался экипаж «Пассата» героически защищать подбитое, лишенное хода головное судно.Вскоре над носовой и кормовой частями сторожевого корабля встали два столба пламени, послышался гул взрывов. Корабль начал быстро погружаться носом, но кормовое орудие, у которого виднелся один человек, не прекращало ответный огонь по врагу. Таким и запомнился «Пассат» всем из экипажа РТ-67, кто уцелел после боя.»(А.Г. Головко)
Следующий снаряд уничтожил машинное отделение, корабль потерял ход и начал уходить под воду. Уцелевшее кормовое орудие не прекращало огня до тех пор, пока корабль не скрылся под водой. Многим морякам пришлось прыгать за борт, а шлюпку с 11 членами экипажа затянуло вместе с тонущим кораблем. Возле всплывшей перевернутой шлюпки осталось лишь 8-10 человек.
Расправившись со сторожевиком, эсминцы обстреляли уходящий РТ-32 и затем принялись добивать неподвижный РТ-67. Траулер почти сразу затонул, вместе с 33 членами экипажа, не успевшими покинуть судно. Один из эсминцев прошел мимо шлюпок, обстреляв их и находившихся в воде моряков из пулеметов (скорее всего из 20 мм зенитных автоматов).
После этого все три эсминца ушли на северо-запад.
Получивший сильные повреждения РТ-32 выбросился на берег, на нем из 25 членов экипажа осталось лишь семь человек на ногах и несколько раненых. На двух шлюпок РТ-67, добравшихся до бухты, оказалось пять моряков и семь тяжелораненых. Это были все, кто уцелел. С «Пассата» спаслись только двое раненых (комендор кормового орудия Борис Моцель и один из пассажиров Мефодий Трофименко), которых подобрала шлюпка с РТ-67. По другим данным из 99 человек с РТ-67 и «Пассата» спаслось 26 , в т.ч. двое "пассатовцев".
РТ-32 сняли с мели два года спустя, но восстановлению он не подлежал.
Конечно, три рыболовных траулера не самая богатая добыча для пяти больших эсминцев, но есть еще один пикантный момент, три эсминца Кригсмарине за примерно час стрельбы израсходовали 80% боекомплекта артиллерии (1440 снарядов главного калибра, если данные верны) и даже одну торпеду ( с «Карл Гальстер» по РТ-67, прошла за кормой). При минимальной дистанции и отсутствии реальной угрозы (две 45 мм ).
При таком раскладе с руками и глазомером у немцев было совсем плохо. Фактически расстрел траулеров занял у них больше часа, для сравнения во второй битве при Нарвике три английских эсминца за 10 минут стрельбы "уговорили" экипаж немецкого эсминца Z-13 «Эрих Кёлльнер» покинуть корабль. Командовал горемыкой, кстати, тот самый Альфред Шульце-Хинрихс, командир 6-й флотилии.
Командование Северного флота отправило по координатам «Пассата» 5 эскадренных миноносцев и 24 самолёта. К сожалению, немцев они уже не нашли.
До 10 августа 1941 года 6-я флотилия еще дважды выходила на свободную охоту у советских берегов. В следующем рейде немецкие "демоны" никого не нашли. 22 июля начался третий набег, во время которого немцам удалось 24 июля потопить гидрографическое судно «Меридиан», 840 тонн, вооруженное одним пулеметом "максим". Из 70 членов экипажа и пассажиров спаслось лишь 17. 10 августа 1941 года в бою с 6-й флотилией погиб сторожевой корабль «Туман». Но это уже другая история.
Подвиг сторожевого корабля «Пассат», полностью выполнившего свой долг по защите конвоя, к сожалению, остался незамеченным. Корабль, 43 члена экипажа и 13 подводников, находившихся на борту, никакими наградами до сих пор не отмечены, хотя представления делались несколько раз.
Страна узнала об этом бое только в 1956 году из книги "Североморцы". Затем о «Пассате» постоянно упоминал в своих мемуарах адмирал Головко. СКР-22 вошел в книгу "Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота". С 1966 года координаты гибели «Пассата» (69°14′ с. ш. 35°57′ в. д.HGЯO) объявлены координатами славы североморцев.
Однако сами герои наградами не отмечены, хотя пару недель назад была круглая дата-80 лет со дня героической гибели сторожевика.
Надо отметить, что адмирал А.Г.Головко не только напоминал об этом подвиге, но и в отличие от некоторых своих коллег с других флотов, не побоялся принять на себя ответственность за понесенные флотом потери.
«…занятый сухопутными делами, беспокоясь за положением базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря». «Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет».
«Наши контрмеры оказались запоздалыми и неточными из-за медлительности, допущенной во всех звеньях флота, а также из-за скептического сперва отношения к известию о большой группе кораблей противника у мурманского побережья. Слишком много всяких ложных тревог наряду с действительными пережили мы в эти первые недели боевых действий. Если в других местах страны появилась парашютомания, то в Заполярье несколько недель гуляет поветрие перископомании. Все видят перископы подводных, и, конечно, вражеских, лодок. Видят рыбаки, видят сигнальщики кораблей, даже стоящих у причалов, видят маячники, жители прибрежных поселков, взрослые и дети. Видят даже в таких местах, где подводные лодки и ходить-то не могут.»
«Пассат» сражался до последнего, спасая суда конвоя и их экипажи. С самого же корабля выжило всего двое из 56 человек. 45 мм орудие вело огонь до последнего, пока корабль не ушел под воду. На разгром маленького конвоя ушли почти все снаряды трех немецких эсминцев.
Не снискала славы 6-я флотилия Кригсмарине в водах Белого моря. 3 потопленных траулера с четырьмя 45 мм на всех и одно малое гидрографическое судно. А в это время под Мурманском бойцы 14-й армии при поддержке флота прореживали поголовье горных егерей генерала Дитля. Ничем ему не помогли новейшие эсминцы. Не взяли фашисты Мурманск.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам