Обзор на многосерийные фильмы и сериалы, которые я посмотрел за истекшие восемь месяцев 2021 года. Временной охват - с 1971 по 2021 годы. О некоторых я ранее писал подробно - ссылки на статьи помечены синим цветом.
1. Завещание старого мастера (СССР, 1969, премьера 1973), режиссёр Юрий Степчук.
По мотивам повестей Камила Икрамова "Улица оружейников" и "Круглая печать". Один из любимых приключенческих фильмов детей 70-х.
Школьники находят в развалинах старого города загадочную тетрадку с картами. Однако все записи сделаны на непонятном языке и зашифрованы. Расшифровывая эти записи, ребята параллельно решают провести изыскания по карте - ведь, судя по всему, речь идет о кладах.
Вскоре кладоискатели узнают и историю этой тетради, хозяин которой жил еще до революции. Оказывается, поисками сокровищ люди, знавшие о кладах, занимались и в прошлом - в это дело замешаны и ребята двух поколений, и взрослые, враждовавшие в годы установления Советской власти не на жизнь, а на смерть.
А главное - жив наследник старого мастера, хозяина тетради: он то и поведал пионерам о захватывающей истории этого дела, неразрывно связанной с историей родных ребятам мест.
Многие из тех, кто вырос в советское время, отлично помнят фильм "Завещание старого мастера", ну а тем, кто не помнит или не видел, я рекомендую посмотреть. Молодым поколениям вряд ли будет интересно, ну а нам, бывшим советским пионерам - вполне.
4 серии (длительностью 63 минуты), моя оценка 5
2. Пан Самоходик и тамплиеры (Польша, 1971, премьера в СССР - январь 1973), режиссёр Хуберт Драпелля. Оригинальное название "Samochodzik i Templariusze".
Экранизация книги Збигнева Ненацкого. В главных ролях Станислав Микульский и Эва Шикульска.
Сотрудник музея (Станислав Микульский) и трое его друзей-мальчишек отправляются искать сокровища тамплиеров, якобы спрятанные в одном из старинных замков в Польше.
Еще по дороге к замку они знакомятся с профессиональным искателем кладов, приехавшим из Дании, и его сопровождающими - дочерью Карен (Эва Шикульска) с женихом (Михал Шевчик). Они-то и будут главными конкурентами наших героев.
Как и предыдущий, этот фильм хорошо знаком детям 70-х - его показывали неоднократно
5 серий по 32 минуты каждая. Моя оценка 4+
3. Тайга. Курс выживания (Россия, 2002), режиссёры Александр Аравин и Игорь Порублев
Психологическая драма, "выживание". Самолет совершает вынужденную посадку среди тайги, лётчик погибает, и девять пассажиров оказываются оторванными от цивилизации.
Средств связи нет, понимания, насколько они далеки от обитаемых мест, тоже нет, а есть люди, большинство из которых является эгоистичными индивидуалистами, плохо приспособленными к коллективному взаимодействию.
Учитель с сыном-подростком, женщина в возрасте, страдающая сердечной недостаточностью, хамоватый бизнесмен с помощником, пара безголовых студентов, столичная стерва и преступник. Отличная компания, чтобы выжить в глухом лесу, не правда ли?
В ролях - Борис Галкин, Иван Добронравов, Любовь Руденко, Елена Ксенофонтова, Александр Шевченков и другие
12 серий по 40 минут. Моя оценка - 5
4. Обратная сторона Луны (Россия, 2012, 2016), режиссёр Александр Котт
Детектив с фантастическим уклоном, свободная адаптация британского сериала "Жизнь на Марсе". Его я пока не смотрел, поэтому сравнивать не буду, а расскажу только о российской версии.
Капитан полиции Михаил Соловьев (Павел Деревянко), преследуя серийного маньяка Рыжего (Иван Шибанов), попадает в ДТП и приходит в себя в 1979 году. Непостижимым образом его сознание переместилось в тело его отца, а его собственное тело находится в 2011 году, в реанимации.
Рыжий, также пострадавший в ДТП, в 2011 году лежит в той же реанимации, а в 1979, как и Соловьев, действует в теле своего отца.
Но если Рыжий свободен как вольный ветер, то Соловьёву приходится гораздо хуже - он ведёт себя странно, чем вызывает подозрения у коллег в милиции, где он служит. Частично странности удается списать на черепно-мозговую травму, полученную в ДТП, однако и это не снимает все вопросы к нему.
Кроме того, Михаил попадает в крайне щекотливую ситуацию в семье - да, он находится в теле отца, но мать для него всё равно остается матерью. Следовательно, поддерживать с ней отношения как с женой он не может, что выливается в конфликт и расставание.
Решая вопросы личного характера, Михаил, тем не менее, все силы бросает на поиски маньяка, не забывая о текущих расследованиях и попытках понять - как вернуться обратно в будущее.
Плюсы Первого сезона - достаточно грамотно воссоздана атмосфера конца 70-х. Да, есть некоторые утрирования и несуразности, но их немного.
Минусы Первого сезона - феерические ляпы с воспоминаниями Михаила о 79-м годе: я никогда не поверю, что обычный человек (не историк, в смысле) хорошо помнит например, даты скандалов с невозвращенцами и тому подобное. При том, что он в то время был пацаном и, конечно же, ничего не знал об оном.
Второй генеральный минус (который, к сожалению, перешёл и на второй сезон) - у всех женских персонажей явно ампутированы мозги. То есть, каждый раз дамы делают прямо противоположное тому, о чем просит Соловьев, предупреждая об опасности.
Я бы, конечно, заподозрил у создателей сериала мизогинию, но, думаю, всё проще - это обычная лень. Если бы женские персонажи сами не подставлялись, облегчая преступнику делать задуманное, то сценаристам пришлось бы напряженное поработать головой, дабы придумать непротиворечивые ситуации взаимодействий маньяка и его жертв.
Третий - слишком необыкновенная осведомленность Рыжего. Он настолько хорошо знает всё о Михаиле, словно ежесекундно находится рядом с ним и даже проникает в мысли. Не верю.
Обратная сторона Луны. Второй сезон.
Способ вернуться в свой время Михаил находит, он попадает в 2011, но не в свой, а в альтернативный. В этом альтернативном 2011-м Советский Союз не распался - причем, "виной" тому сам Михаил. Рыжий, разумеется, переместился следом.
Маньяк предлагает Михаилу мир: на своих условиях, конечно. Михаил забывает о его существовании, Рыжий делает всё, что хочет, но не территории Соловьева. Однако капитан милиции не может позволить маньяку безнаказанно убивать людей.
И маньяк начинает охоту за близкими и дорогими Михаилу людьми. А наш герой снова должен и текущие преступления раскрывать, и защищать близких, и ловить Рыжего, в существование которого опять никто не верит, и искать способ вернуться в свой 2011-й.
Минусы у второго сезона всё те же - чрезвычайно глупые женщины и чрезмерно осведомленный маньяк. Однако есть и огромный плюс - очень интересно продуманный вариант будущего.
И не просто интересно, а достаточно грамотно - альтернативный СССР имеет много достоинств, однако не превращается в идеальную Страну Розовых Фей; за фасадом в каждом достоинстве обнаруживаются и недостатки - где-то мелкие, а где-то серьезные.
Но в целом вот прямо верится, что такой вариант мог бы существовать, причем, именно такую систему мог бы сконструировать КГБшник из 79-го, осведомленный о будущем распаде Союза.
И если бы не минусы, которые я озвучил, я бы поставил сериалу более высокую оценку. А так я где-то с третьей серии смотрел со скрипом и с большими перерывами, ибо маньяк и дамочки выбешивали конкретно, но при этом было очень интересно посмотреть - что еще придумали сценаристы по части альтернативного СССР.
Отдельно отмечу Ивана Шибанова, сыгравшего маньяка. Персонаж получился, на мой взгляд, отменно - он вызывал дикое отвращение, при этом совершенно понятно было как образом ему удается втираться людям в доверие.
2 сезона по 16 серий (50 минут серия). Моя оценка 3+
5. Оттепель (Россия, 2013), режиссёр Валерий Тодоровский
1961 год. Познакомившись на похоронах талантливого сценариста Паршина, оператор Виктор Хрусталёв и будущий режиссёр Егор Мячин обнаруживают, что стали, условно говоря, наследниками - Паршин завещал им поставить фильм по своему сценарию.
Оба горят желанием это сделать, но не тут-то было - путь к мечте лежит компромисс. Чтобы получить разрешение на съемки, они должны снять другой фильм. Мячин расстроен - он мечтал о серьёзном кино, а придётся браться за пустую комедию из какбэ сельской жизни.
Сериал Валерия Тодоровского посвящен людям кино из начала 60-х; многие персонажи имеют прототипов (но почти все образы - собирательные). В главных ролях - Евгений Цыганов, Александр Яценко, Анна Чиповская, Виктория Исакова, Михаил Ефремов
12 серий по 55 минут. Моя оценка 5
6. Манифест, 3 сезон (США, 2021), создатели Джефф Рейк и Мэттью Фернандес
Первые два сезона я посмотрел в прошлом году, а в этом, как и многие поклонники сериала, с нетерпением ждал третьего.
Напомню историю - во время рейса Ямайка - Нью-Йорк пропадает самолёт, и появляется через пять с половиной лет, причем, для тех, кто был на борту самолёта, никакого временного разрыва не произошло. Они просто летели, а прилетели 5+ лет спустя.
Через некоторое время выясняется, что у всех пассажиров появилась паранормальная способность - видения, которые они назвали "Зов". Зов предсказывает события (а аллегорической форме) и как бы требует, чтобы "приёмник" вмешался и предотвратил преступление/катастрофу/нежелательные события.
Пассажиры вызывают у других людей интерес - как позитивный, так и негативный: одни им помогают, другие требуют изолировать или даже убить.
Сами же пассажиры, так измученные и Зовом, и преследованиями, выясняют, что должны погибнуть через пять с половиной лет после появления. Во втором сезоне герои ищут способ обмануть смерть и избежать трагической судьбы.
В третьем сезоне появляются неожиданные артефакты - хвост их самолёта, найденный в океане, и фрагмент Ноева Ковчега. По предположениям, Ноев Ковчег был таким же "возвращенцем". правда это или нет - неизвестно, но фрагмент точно каким-то образом связан с пропавшим и вернувшимся рейсом.
Третий сезон уже полностью снят и доступен к просмотру. Всего предполагалось шесть сезонов, но 14 июня телеканал NBC, выпускавший сериал, объявил о его закрытии. Создатели не смирились - ведь рейтинги достаточно неплохие, и нет никакой причины прерывать историю посередине, оставив зрителей наедине с неразгаданными загадками.
На данный момент ничего о продолжении неизвестно, но информации о точном закрытии тоже нет. Так что - надеемся.
2 сезона, 29 серий + 3-й сезон 13 серий (по 43 минуты) . Моя оценка - 4
7. Вампиры средней полосы (Россия, 2021), режиссёр Антон Маслов, автор идеи Алексей Акимов.
Один из самых лучших сериалов последнего времени (если не самый-самый: как минимум, на отечественном экране).
"Вампиры средней полосы" - это история о смоленских упырях, которые, как это ни странно, меньше всего походи на злобных упырей, уничтожающих попадающих им на зуб людей направо и налево. Строго наоборот - смоленские вампиры чтут, так сказать, Уголовный кодекс, защищают слабых и вообще выглядят куда более симпатичными, чем некоторые люди.
Юрий Стоянов в роли главного вампира - великолепен и достоверен, а его молодые коллеги выглядят очень достойно.
Меня сериал порадовал со всех сторон - и отличная актерская игра, и неожиданная оригинальная концепция вампирства, и крепкий детективный сюжет, совмещенный с бытом современных упырей и экскурсами в прошлое, и драматическая составляющая, которая, однако, не мешает множеству юмористических эпизодов.
В ролях Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова, Михаил Гаврилов, Глеб Калюжный, Артём Ткаченко, Ольга Медынич и другие.
8 серий по 51-58 минут. Второй сезон ожидается весной 2022 года. Моя оценка 5+
***
Обзор сериалов, которые я смотрел в 2020-м / "Lost", 4400, Иные, Манифест, По долгу службы, Звездные врата (ЗВ-1, Атлантида, Вселенная), Сотня, Остров ненужных людей, Восьмидесятые/