Найти тему
Lost Art

Криминальная слава ("Кавалер"(1657) - Франц ван Мирис; украдена в 2007 г.)

Несмотря на то, что Франц ван Мирис (старший) относится к художникам Золотого века голландской живописи, он является представителем так называемых «малых голландцев». Описывая его картины, искусствоведы всегда отмечают старательную и детальную прорисовку, но при этом добавляют целый ряд всевозможных «но»: «но у него не было тонкого восприятия гармонии…», «но по качеству композиции он уступает…», «но его картины очевидно выдают влияние…» и даже: «но рисовал он только небольшие картины, так как не решался создавать изображения в натуральную величину». Читая такие описания, хочется, конечно, пожалеть бедного и убогого ван Мириса со всеми его почти 150 дошедшими до наших дней потрясающими по своему качеству картинами, написанными за неполные 46 лет жизни.

Его работы, действительно, редко бывали больше, чем 30 на 40 сантиметров. Правда, если где-то размер и имеет значение, то точно не в искусстве. Картины Франца ван Мириса отличались не только скрупулезным и реалистичным изображением всех деталей, но и огромным разнообразием, скрывающимся за сухим определением «жанровая и портретная живопись». Удивительно, но даже используемая им палитра цветов на разных работах меняется до неузнаваемости.

Когда смотришь на картину «Дама у клавесина», кажется, что Вермеер создавал свой «Концерт» лишь как ее продолжение. «Мальчик, пускающий пузыри», очевидно, перекликается со знаменитыми «Мыльными пузырями» Шардена, только версия ван Мириса еще пронзительнее. «Девушка с лютней» - как лучшие работы Жорж де Латур, но с интересным дополнением в виде еле заметной компании на заднем плане. У ван Мириса вообще часто на заднем плане можно сделать удивительные открытия. Однако всемирную славу сыскали именно Вермеер, Шарден, Латур.

Картина «Кавалер» представляла собой автопортрет художника, написанный им в возрасте 22 лет. Это, возможно, один из первых его автопортретов, созданный сразу после свадьбы. В более поздние годы ван Мирис будет часто изображать себя в роли веселого выпивохи, весь облик которого светиться радостью жизни, тем самым выгодно выделяясь на фоне строгих автопортретов художников 17 века. На этой же картине у него глаза влюбленного юноши, с надеждой смотрящего на мир. Правда, скорее всего, этому есть вполне романтичное объяснение: художник смотрит не на зрителя, а на свою супругу, чей портрет считается парным «Кавалеру» и на котором девушка тоже с любовью смотрит на кого-то за границами холста.

-2

«Кавалер» был украден из Художественной галереи Нового Южного Уэльса (Австралия) 10 июня 2007 года. В зале, где он висел, не было ни камер видеонаблюдения, ни смотрителей, а сама картина была просто привинчена двумя шурупами к стене. Любой мог зайти и за несколько секунд отвинтить ее от стены. К тому же вам Мирис был мастером маленьких картин, легко умещающихся за пазухой – так что с тем, как ее спрятать, особых проблем не возникло. Подозревали, конечно, и организованные преступные группировки (восхитительный факт: в Австралии как-то Пикассо украли представители организации под названием «Австралийские культурные террористы»), и сотрудников музея, и матерых воров. Но, вполне возможно, кто-то просто прихватил то, что плохо лежало, то есть висело. Впрочем, ни один из вариантов, к сожалению, не увеличивает шансы однажды найти работу.

Как уже говорилось, Франц ван Мирис не самый известный художник. Такие мэтры как Рембрандт или Халс затмевают его своим авторитетом. Тем удивительнее, что именно «Кавалер» ван Мириса со смехотворной оценкой в 1 миллион долларов входит в том-10 преступлений в сфере искусства по версии ФБР. Нет в этом списке ни «Христа во время шторма на море Галилейском» Рембрандта, ни «Смеющихся юношей» Халса, ни даже того же «Концерта» Вермеера. А вот ван Мирис есть. Так что теперь одним из самых дорогих похищенных произведений искусства незаслуженно считается картина художника, который в свою очередь совершенно незаслуженно не считается одним из величайших живописцев 17 века.