Для модерна характерно построение внешней архитектурной компо-
зиции на основе рациональной, функционально обоснованной планиро-
вочной структуры здания. Здания с живописными многообъёмными фаса-
дами, рассчитанными на всестороннее обозрение, свободно размещались в пространстве. Классическая симметрия фасадов решительно отрицалась,
так как она входила в противоречие с целесообразными объёмно-
планировочными решениями.
В отличие от эклектизма с его достоверным воспроизведением от-
дельных деталей исторических стилей, модерн создавал целостные произ-
ведения, основанные на синтезе всех видов искусств, что проявлялось в
единстве стиля внешнего облика, интерьера, мебели, светильников, живо-
писных панно и т.п. Причём в качестве основного мотива мог быть вы-
бран небольшой элемент, как декоративное эхо повторяющийся в других
формах и композиции целого. Глубокий индивидуализм композиции –
одна из наиболее характерных черт модерна. Силуэт зданий модерна чаще всего динамичен, благодаря введению
крутых щипцовых завершений, рваных фронтонов, башенных выступов,
кованых решёток, карнизов и балконов. Формам зданий и отдельным эле-
ментам (фризам, оконным проёмам, металлическим решёткам, открытым
лестницам) присущи динамика и текучая пластичность масс, уподобление
органическим природным явлением.