И в мыслях не было писать такую статью, но пролистывая ленту Дзена наткнулся на две публикации, почти подряд, почитал комментарии под ними и захотелось поделиться.
В первой говорилось вот о чем. Профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский в интервью то ли немецкому, то ли английскому изданию обсуждал творчество Лермонтова. И сказал, что лермонтовская проза гораздо круче его поэзии. И как пример привел стихотворение «Смерть поэта», где сначала один размер, потом другой… Так себе тема, ну обсудил и обсудил. Мне и Вяземский этот не особо интересен, и издание. Но меня поразил вопрос автора статьи и особенно комментарии под ней. Вопрос был такой: имеет ли право телеведущий критиковать самого Лермонтова. Почти все решили, что рылом не вышел, Лермонтовым можно лишь восхищаться. Но потом пошло больше. Как он мог высказываться о недостатках поэзии великого русского поэта с иностранцем? Как можно смаковать недостатки страны? Что за странная мода хаять все русское и советское(!!) перед европейцами? Откуда столько русофобии?
Человек, достаточно образованный, завкафедрой мировой культуры одного из самых престижных ВУЗов, умудрился стать русофобом, рассуждая о размерности стихотворной строки! Кстати, если уж пошло, стихотворение действительно написано с разной размерностью. Ну и что? Что за нелепые обвинения? Почему нельзя критиковать Лермонтова при немце или англичанине? Мы же запросто обсуждаем Дюма или Марка Твена! Если я скажу, что мне не нравится Диккенс, англичане меня обвинят в ненависти ко всему английскому?
Вторая статья была чем-то подобным. Там описывалась премьера в театре «Современник», и в этом новом спектакле героиня Лии Ахеджаковой произносит монолог на могиле умершего ветерана, и он довольно резкий. Больше половины статьи было посвящено самой Ахеджаковой, тщательно вспоминались все ее высказывания, и она была заклеймена тем же прозвищем – русофобка! Комментарии были такие же. Предлагалось отобрать у нее все звания и награды, которых она удостоена. Пожелания проваливать из страны. И упреки в полном отсутствии совести и любви к отечеству.
Актрису подвергли дикой критике за то, что она, будучи задействована в спектакле, произнесла текст, прописанный в сценарии! И сделала это талантливо! Если кому-то не нравится постановка, высказывайте претензии к режиссеру, к сценаристу, но при чем тут актеры? Почему их обвиняют чуть ли не в предательстве? Немецкий актер Фриц Диц в свое время играл Гитлера, означает ли это, что он последний негодяй и достоин петли? Что за бред?
И вот получается, что для того, чтобы прослыть русофобом в современной России, и делать-то почти ничего не надо. Достаточно просто что-то сделать или сказать. В довоенное время человека, с которым несогласны, называли троцкистом или, если в деревне, подкулачником. Оба слова совершенно непонятны, их можно прилепить к любому, но оба несут отрицательный оттенок. Троцкист это плохо. И подкулачник плохо. А теперь вот – русофоб.
Если попытаться перевести, то получится – не любящий Россию. Объясните, как можно назвать нелюбящей Россию актрису, играющую роль? Или профессора, рассуждающего о слогах и ударениях в стихах?
Жизнь в России тяжелая. Уровень жизни практически не меняется, цены растут а зарплаты нет, ничего из обещанного за много лет так и не произошло, по телевизору несут полную чушь… люди злы. На кого-то нужно эту злость сорвать. Нужен крайний. И в первую очередь этот крайний нужен самой властной системе. Ведь не признаешься же, что очень плохо справляешься со своими обязанностями. В советское время, во времена занавеса, выручало вранье. Можно было рассказать, что все остальные живут гораздо хуже, что у нас самое счастливое детство, самое лучшее образование, самая передовая медицина… Кто проверит?
Сейчас сложнее. Врут, конечно же, но нет того мастерства. Да и повидавших мир сейчас гораздо больше. Можно, не выходя из дома, проверить любую информацию про другие страны.
Вот и пришлось срочно выдумывать врага внутреннего. Вот вам, дескать, русофоб. И это необязательно тот самый хрестоматийный враг, который откручивает гайки с железнодорожных путей. Как видим, достаточно заявить, что тебе стихотворение Лермонтова не нравится. Русофоб сейчас это тот, кто задает вопросы. Они ведь могут быть неудобны и ответы на них неприятны. Тот, кто хочет узнать побольше об истории России из разных источников – однозначно русофоб! Тот, кто на черное говорит черное – русофоб!
Любить Россию, в представлении многих, это поставить ее на пьедестал непогрешимости. Восхищаться каждой страницей ее истории, оправдывать любое ее действие от Рюрика и до наших дней. Быть уверенным, что все, что в ней сделано – лучшее по определению. Точно знать, что все безумно нам завидуют и мечтают завоевать. Взахлеб восхищаться мудростью власти. Если не соблюдается хотя бы один пункт – можно прослыть русофобом.
Сказать, что что-то у других лучше, чем у нас – явная русофобия. Даже предположить, что на самом деле всем все равно, есть ли мы на свете – унизить Россию.
Если так подумать, то вся планета населена русофобами. И нет у людей других стран проблем важнее, чем ненависть и зависть к России. Но вот что странно. Внутри страны вдруг оказалось полно этих самых русофобов. Одним не нравится, что подняли пенсионный возраст, другим не нравится наш автопром, третьим – отсутствие высокотехнологичных рабочих мест. Как же получается, что масса граждан так не любят Россию?
У меня только одно объяснение. Эта криворукая власть со своими жадными дружками себя и назвала Россией. И врагами страны она называет своих собственных врагов. А поскольку кроме себя любимой она ни с кем не может поладить, ни снаружи страны, ни внутри нее, то потому и врагов у нее так много.
Любить страну и любить власть в ней – это две большие разницы. А нам пытаются навязать мысль, что это одно и то же. Давайте постараемся все же различать одно от другого.
Это мое мнение. Ни для кого не обязательное. Если есть аргументированные возражения, пишите, поспорим. Но предлагаю спорить по теме статьи, а не обсуждая личности друг друга. И конечно, с уважением к оппоненту.