Итак, начать хочу со страшилки. Вы знали, что есть такая штука - синдром Мюнхгаузена? Это вполне официальная формулировка, так как она входит в МКБ. А если быть более точным, то в включена в кодировку F68.1, которая звучит так “Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера [поддельное нарушение]”. Синдром Мюнхгаузена присутствует как в Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра, так и и 11-го. А страшилка заключается в том, что расстройство может выглядеть не только как упорная симуляция собственных болячек, но и включать такую разновидность, как “делегированным синдромом Мюнхгаузена”. Делегированный синдромом Мюнхгаузена выражается в том, что человек намеренно у другого вызывает различные болезненные симптомы, чтобы в дальнейшем был повод обратиться за медицинской помощью. Как несложно догадаться - основной жертвой таких манипуляций являются дети. В общем, сюжет достойный Стивена Кинга.
Самая неприятная и пугающая вещь в патологической лжи, примером которой выступает тот же синдром Мюнхгаузена заключается даже не в том, что что человек врет, а в упорном и совершенно непробиваемом отрицании реального положения дел. Схожая ситуация может наблюдаться и при нервной анорексии. На Ютубе есть масса видео девушек, которые рассказывают, как они переболели анорексией, как долго отрицали опасность, как сильно были зафиксированы на идеях контроля питания, изменения внешности, достижении совершенства. И как они, естественно, врали близким ради реализации своих идей.
Кроме того, есть исследования, говорящие о том, что мозг людей, которые регулярно врут, имеет значительные расхождения с нормой.
Prefrontal white matter in pathological liars. Published online by Cambridge University Press: 02 January 2018. Авторы: Yaling Yang , Adrian Raine , Todd Lencz , Susan Bihrle , Lori Lacasse and Patrick Colletti
О чем это исследование нам в первую очередь говорит? О том, что мозг лжеца может содержать значительные органические изменения. А именно - уменьшение серого и увеличение белого вещества в префронтальных отделах лобных долей. То есть передние отделы лобных долей. Тут было бы, конечно, интересно поискать исследования разных групп лжецов, чтобы увидеть взаимосвязи между поведением, изменениями мозге и личной историей исследуемого. Но, как понимаете, это довольно сложная работа, которая требует много времени. За один вечер такое не сделаешь. Однако, в вышеуказанной статье есть довольно ожидаемые данные о том, что люди с неблагоприятным социально-экономическим прошлым конечно же лгут чаще.
Однако, давайте и о хорошем поговорим. И в том числе затронем детей. В принципе врать - это нормально. Так уж человек устроен, что нет-нет, да и навесит на уши лапши своему ближнему. И если ваш ребенок начал лгать и хитрить, то для начала надо обрадоваться, так как развитие идет нормальным путем. И только потом надо начать задаваться вопросом - а происходит ли усвоение социальных и культурных норм? Другими словами, поддается ли ученик на наши педагогические воздействия. Осознает ли он, что врать как минимум нехорошо, а как максимум - невыгодно. Мы же все помним притчу про мальчика и волков.
Поэтому нас должны смущать 2 пункта: во-первых, ребенок не поддается на обычные бытовые педагогические интервенции, а во-вторых, если ребенок растет, а хитрить так и научился. Тоже, знаете, немного подозрительно.
Почему нас особенно должен смущать первый пункт? Как я уже говорил - мозг заядлого лжеца может содержать органические изменения. А любые органические изменения в ЦНС, которые отклоняются от нормы - это очень плохо.
И если вы столкнулись с проблемой патологической лжи, то стоит обратиться к специалистам, которые занимаются поведенческой коррекцией. В том числе специалистам, которые работают в рамках АВА. То есть прикладной анализ поведения. Наверно, было бы еще неплохо сделать МРТ. Сейчас это вполне доступная услуга.