Иногда от вопиющей безграмотности опускаются руки…
С этим утверждением согласятся тысячи учителей, не первый год работающие в школе. Да и родители, которые изо дня в день вместе с ребенком кропотливо выполняют домашние задания и знают, сколько раз иногда приходится начисто переписывать уже выполненное упражнение.
Лет 20 назад трудно было представить отличника, который в слове расстилается делает ошибку, по невнимательности — тем более. Сегодня такое вполне возможно ((
Причем порой кажется, что все усилия по «ликвидации» вопиющей безграмотности напрасны. Они будто упираются в глухую стену то ли ученической лени, то ли равнодушия, то ли совсем уж «девичьей памяти» ребенка.
Можно много и долго писать о том, что причина большого количества орфографических ошибок в школьных тетрадках — в непродуманных программах, в сокращении часов на изучение сложных тем, в наскоро изданных учебниках, в том, что дети допускают ошибки при выполнении домашнего задания, не знают правила эффективного выполнения домашнего задания по русскому языку…
Я хочу поговорить о другом. На мой взгляд, есть как минимум три причины, которые очень сильно влияют на ситуацию с грамотностью. И эти причины стоят как бы над школой. И от школы зависят очень мало.
Читающий ребенок, как правило, всегда пишет грамотнее того, кто не читает или читает мало. И это аксиома, ее не нужно доказывать. Зрительная память и более широкий словарный запас делают свое дело.
Проблема в том, что сегодня в классе к читающим детям можно отнести из 25-27 учащихся от силы 2-3. И то, если повезет. Я сейчас не беру в расчет гимназии и лицеи, хотя и там есть вопросы.
Нет, я не противоречу, когда говорю, что эта причина стоит над школой. Дело в том, что интерес к чтению формируется не только в школе. Более того, в школе он продолжает развиваться, как 20, как 30 лет назад. Даже еще интенсивнее. Если бы наше поколение так мотивировали к чтению, как сегодня это делают в современной школе (без иронии!), мы были бы суперчитающими ))
Суть в том, что читать сегодня не модно. Не помогают даже электронные версии книг. В обществе складываются другие ценности, другие потребности. И общество не может этому сопротивляться. Школа тем более не может. Хотя очень старается!
ЧТО ДЕЛАТЬ? Стараться вместе со школой развивать интерес к чтению. Стимулировать. Мотивировать. Заставлять. Пытаться вместе с ребенком найти интересные для него книги, темы, жанры. Результат будет. Может, не сразу, но ваши усилия обязательно дадут эффект.
Наверное, пока нет такого определения, как смартфонное сознание. И если нет, то не исключено, что скоро появится.
Гаджеты меняют внимание ребенка, делают его более рассеянным. Наверняка зрительные рецепторы по-разному реагируют на экран с картинкой и лист бумаги с текстом. И концентрация внимания будет тоже наверняка разной.
Впрочем, дело даже не в картинке. Просто вспомните, как вас, взрослого человека, дергает каждое «пиликанье» в рабочем чате вайбера. Или как ваша рука сама невольно тянется к новостной ленте в смартфоне в автобусе или троллейбусе. Такое чувство, что, если не посмотрите прямо сейчас в ленту, небо упадет на землю.
Школа и здесь пытается сделать невероятное: то, что мешает, превращает в помощника, создавая обучающие программы на гаджетах, включая смартфоны в учебный процесс. Или, наоборот, всякими хитростями «разлучает» ребенка с «цифровым другом» хотя бы на время урока.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Стараться ограничивать время пользования смартфонами. Договариваться. Стимулировать. Мотивировать. Показывать, что смартфон — полезная вещь, а потом уже — игрушка. Плюс — развивать внимание с помощью специальных несложных упражнений. В интернете вы точно такие найдете без проблем.
Ваш ребенок уже ходит в школу? Вспомните, сколько детей в группе в детском саду посещали логопеда. Почти все или все! А всем ли помог логопед?
Ведь логопедические проблемы — это не только звуки, которые не выговариваются. Это и проблемы, связанные с логикой мышления, с вниманием, с памятью, с нарушениями фонематического слуха, когда ребенок плохо воспринимает звуки.
Последняя проблема напрямую влияет на грамотность ребенка. И порождает очень серьезные проблемы с орфографией, которые не исправит безупречное знание правил.
А к 4 классу начальной школы может выплыть еще одна проблема — дизорфография. Суть ее в том, что ребенок знает правила, но применить их не может и «тонет» в ошибках на знакомую орфограмму.
По большому счету, большая часть школьников в 1-4 классах, а то и в 5-х, нуждается в коррекционной помощи логопеда. Но школы так перегружены «сложными логопедическими детьми», что не работают с мелкими проблемами. А эти мелкие проблемы затем выливаются в большие — с грамотностью.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Самостоятельно продиагностировать ребенка у хорошего логопеда и при необходимости провести коррекционную работу. Иногда 5-10 занятий предупреждают появление больших проблем в будущем.
Надеюсь, совместными усилиями школа и родители изменят ситуацию с вопиющей безграмотностью ))
В противном случае грамотность станет уникальным качеством. Хотелось бы, чтобы грамотность была нормой.