После жесткой посадки Ан-28 под Томском выжили все пассажиры
В Томской области 16 июля самолет экстренно сел из-за отказа двигателей. На борту находились 19 человек, включая четверых детей. Самолет принадлежал авиакомпании «Сибирская легкая авиация», выполнял рейс Кедровый—Томск.
Ан-28 пропал с радаров через 29 минут после взлета. Несколько часов судьбы пропавших оставались неизвестными, и все это время родные пассажиров и пилотов замирали от каждого нового сообщения о ходе спасательной операции.
Россиян, которые следили за развитием событий, пугали воспоминания о судне Ан-26, которое потерпело крушение на Камчатке всего десять дней назад. Тогда погибли все находящиеся на борту: 28 человек летели домой в пос. Палана, но так и не вернулись к родным.
В Томске события развивались иначе. Через несколько часов воздушное судно было обнаружено: спасатели зафиксировали сигнал аварийного маяка в лесу. На поиски направились два вертолета Ми-8 и вертолет МЧС. Было предварительно установлено, что самолет аварийно сел в лесу.
В области три больницы были переведены в режим повышенной готовности — в случае необходимости потенциальных пострадавших готовы были принять Бакчарская районная больница, Колпашевская районная больница и Томская областная клиническая больница.
Как отметили в санавиации региона, место жесткой посадки Ан-28 заметили с воздуха, рядом с судном находились люди. Экипаж и пассажиры не получили серьезных травм, сам самолет сильно поврежден.
Пилот воздушного судна Анатолий Прытков получил перелом ноги. Остальные находившиеся на борту серьезных травм не получили — только ссадины и небольшие повреждения.
Версии случившегося с Ан-28
Оперативный штаб рассматривает несколько версий произошедшего с самолетом Ан-28. В качестве основной выделяют аварийную посадку из-за отказа двигателя.
«После получаса полета, по предварительным данным, у самолета отказал двигатель. Пилоты предупредили пассажиров о готовящейся аварийной посадке и смогли посадить самолет на брюхо», — сказал источник «Известиям».
Пилотам удалось посадить самолет на открытой площадке посреди тайги. Аварийные выходы в самолете при этом остались целы, люди смогли покинуть поврежденный самолет. Возгорания не последовало.
По данным сотрудников бакчарской метеостанции, в районе, где проводились поиски пропавшего самолета, в момент посадки была благоприятная погода без осадков.
Пассажиров спас профессионализм пилотов
Как отметил в беседе с «Известиями» генерал-майор запаса, председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил Владимир Богатырев, пассажиров Ан-28 спас профессионализм пилотов.
— Мы не знаем техническое состояние самолета, но о том, что пилоты повели себя очень профессионально, можем говорить со всей уверенностью. Совершить жесткую посадку в тайге, при которой все остались живы, очень сложно. Нужно было определить точное место посадки, убедиться, что хватает запаса полосы, убедиться в качестве грунта. Пилоты справились на отлично. Такие случаи — редкость! — сказал эксперт.
Он сравнил случай спасения пассажиров и экипажа Ан-28 с аварийной посадкой А321 под Жуковским в августе 2019 г. Тогда летчики посадили самолет с обоими отказавшими двигателями в кукурузное поле, и все, кто находился на борту, тоже остались живы. Некоторые из них получили травмы.
— Конечно, посадить Airbus на поле сложнее, чем приспособленный для посадки в грунт Ан-28. Тем не менее главное, что были спасены жизни людей, — подытожил В. Богатырев.
Следователи возбудили уголовное дело
После исчезновения Ан-28 было возбуждено уголовное дело. Об этом сообщили в пресс-службе Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
— Возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»), — рассказали в ведомстве.
В ходе расследования следователям предстоит установить причину и обстоятельства случившегося. Параллельно с ними проверку проводит и прокуратура.
Издание«Лайф»со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщает, что причиной отказа обоих двигателей самолета может быть топливо. Сотрудники полиции опечатали бензовоз в аэропорту, его содержимое проверят на качество и соблюдение условий хранения.
19 июля в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте СКР обнаружен и изъят бортовой самописец.
Следствие провело дополнительный осмотр места происшествия. В нем приняли участие специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Были обнаружены фрагменты воздушного судна. Проводится расшифровка полетных данных с «черного ящика».
Что известно о самолете?
По словам председателя комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, Ан-28 — небольшой самолет, который выполняет рейсы на малые расстояния.
— Его называют «шустрый малыш малой авиации». Он производится в большом количестве и показывает свою техническую и экономическую эффективность при полетах на малые расстояния и в малые аэродромы, — рассказал Смирнов.
Он отметил, что Ан-28 может производить посадку на разные поверхности: и на грунт, и на снег, и на лед. То, что у него сработал аварийный маячок, является хорошим показателем: это говорит о современном оснащении самолета. Ан-28 относится к сравнительно молодым моделям, его начали активно эксплуатировать в 1984 г.
Самолету Ан-28 с бортовым номером RA-28728, по данным Rassianplanes.net, больше 30 лет. Сертификат летной годности истекает 30 января 2022 г. Из реестра коммерческих эксплуатантов воздушных судов на 6 июля следует, что в настоящий момент в России только две авиакомпании летают на Ан-28: «СиЛА» (пять самолетов) и Камчатское авиапредприятие (один борт).
Ан-28 является легким многофункциональным самолетом, который был создан на базе многоцелевого самолета Ан-14 «Пчелка», разработанного ОКБ им. Антонова в 1958 г. Рассчитан на перевозку 17 пассажиров. Первый полет совершил в 1973 г. Таких самолетов было выпущено около 200 разных модификаций. По данным портала Aviation Safety Network, с Ан-28 произошло 35 катастроф, в которых погибли 113 человек.
На территории России последний раз катастрофа с Ан-28 произошла 12 сентября 2012 г. Тогда в районе аэродрома Палана в Камчатском крае борт Петропавловск-Камчатского авиапредприятия при снижении столкнулся со склоном горы Пятибратка на удалении почти 11 км от аэропорта. Причиной той катастрофы явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку. В крови обоих членов экипажа был обнаружен алкоголь.
Что рассказывают пассажиры
Одна из пассажиров рейса, Надежда С., поделилась страшными подробностями: «Мы летели, там была большая облачность, набирали высоту, набрали не до конца. Пилоты сказали, что оба двигателя отказали. И все, пилоты пытались четыре раза завести двигатель. Скажем так, мы падали минут 15 точно. Потом когда уже мы пролетели сквозь облака и землю увидели, мы поняли, что уже не заводится».
Один из пассажиров самолета рассказывал СМИ, что в полете отказали два двигателя одновременно. По его словам, это было обледенение, но данная информация пока не подтверждена.
Еще один пассажир рассказал, что люди смогли быстро покинуть борт — благо, выходы не были заблокированы. Он добавил: «Успели организовать небольшой лагерь, разожгли костер, потому что думали, что можем остаться там на ночь. Пилот в это время подавал сигналы бедствия».
«Мы все думаем, что это второе рождение, — говорит Надежда С. — Заслуга пилотов, что они посадили самолет именно так, нашли чистую площадку».
Экипаж, посадивший самолет
Члены героического экипажа: 32-летний Фарух Хасанов (пилот), 56-летний Анатолий Прытков (пилот) бортинженеры Никита Минаев и Александр Фельдштейн.
Анатолий Прытков — самый опытный человек в команде. Пилот родом из Магнитогорска недавно отметил 56-летие и к этому моменту налетал 2200 часов. Фарух Хасанов в авиакомпанию пришел недавно, но уже заслужил уважение коллег. Бортинженеру Никите Минаеву чуть больше двадцати лет, летное училище он окончил всего три года назад. Несмотря на это молодой герой сумел сохранить выдержку и помочь пассажирам избежать травм во время срочной эвакуации.
Четыре года назад Анатолий Прытков давал интервью о своей работе, в котором рассуждал: «Каждый полет все равно отличается от другого, другая погода, другое настроение бывает. Но цель все равно стоит — полетное задание нужно выполнить. Это просто любовь к своей профессии, вот любишь свою профессию, тебе она нравится, и ты работаешь с любовью. Это заряд, это здоровье на всю вашу жизнь».
Новым героям пишут в соцсетях: «Вы гордость страны!», «Ангелы небесные, вот вы кто», «Браво и низкий вам поклон», «Не растеряться, взять ответственность в свои руки за свою жизнь и чужие жизни — браво!», «Пилоты просто молодцы», «Высший пилотаж», «Вы совершили чудо».
Материал подготовила Варвара Титова