Найти тему
О Москве нескучно

История одной из последних станций московского метро, построенных в СССР

Оглавление

Почему станция открылась позже запланированного срока? В чём особенность конструкции её пилонов? Неужели даже в буквы с названием станции на путевой стене архитекторы вложили глубокий смысл? А также - где какой платформой Московского метро вдохновлялись создатели проекта? Об этом и не только расскажу сегодня.

Сложные работы

Станция "Дмитровская" открылась 1 марта 1991 года. Хотя на памятной табличке и в специальной литературе вы можете встретить другую дату - 7 марта. Вместе с "Дмитровской" в строй ввели участок Серпуховско-Тимирязевской линии от "Савёловской"до "Отрадного". Это последние платформы, которые открылись в столичном метро во времена #СССР . Ждать следующей пришлось больше года. Появилась она, кстати, на той же линии. Её 31 декабря 1992 продлили севернее, до "Бибирева". Потом открытие новых станций превратилось в событие, которое случалось не каждый год.

 Строительство станции "Дмитровская", 1988-1989.
Строительство станции "Дмитровская", 1988-1989.

Вообще, северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии планировали закончить ещё в 1989 году. Однако #строительство шло в непростых геологических условиях. Кроме того уже тогда начались проблемы со снабжением. Даже в марте 1991-го не все новые платформы были готовы к пассажирам, если говорить откровенно. Многие станции изобиловали недоделками, которые приходилось устранять уже после открытия. В этом плане "Дмитровская" оказалась исключением. Она была одной из двух полностью завершённых станций, наряду с "Владыкино".

Строительство станции "Дмитровская", 1991. Фото отсюда: https://museum-online.moscow
Строительство станции "Дмитровская", 1991. Фото отсюда: https://museum-online.moscow

По конструкции "Дмитровская" пилонная трёхсводчатая. Располагается на большой глубине - 59 метров. Название станции дали в честь Дмитровского шоссе, которое начинается как раз после железнодорожного моста около станции метро. Кстати, платформа, где останавливаются электрички, также именуется "Дмитровской".

Что-то это всё напоминает

Авторами проекта были два архитектора: Римидалв Погребной и Владимир Филиппов. Оба участвовали в создании большого количества станций Московского #метро . Когда приглядываешься к внешнему виду "Дмитровской", возникает ощущение дежавю. Где-то мы уже такое видели. Похоже, что зодчие вдохновлялись станцией "Сухаревская" Калужско-Рижской линии. Если сравнить их с "Дмитровской", то можно заметить практически одинаковое освещение, а также нечто общее в форме пилонов.

Однако темы оформления у платформ совсем разные. "Сухаревская" посвящена сельскому хозяйству. А "Дмитровская" - Великой Отечественной войне. Если точнее - обороне Москвы осенью-зимой 1941 года. Мощные пилоны, по замыслу архитекторов, должны быть похожими на крепостные башни. За счёт расширения кверху. Отделали конструкции гнейсом тёмно-красного цвета. Если верить архитектурным путеводителям, то вы даже можете увидеть на камне рисунок, напоминающий языки пламени.

Центральный зал станции "Дмитровская". Обратите внимание на лавочки. Фото отсюда: https://russianmetro.ru/metro
Центральный зал станции "Дмитровская". Обратите внимание на лавочки. Фото отсюда: https://russianmetro.ru/metro

Чтобы немного смягчить тёмные тона, путевые стены, а также части некоторых пилонов отделали кальцифиром Слюдянского месторождения (находится около Байкала). Оттенок этого материала светлее, даже ближе к розовому. Интересна конструктивная особенность пилонов. В центре зала между ними отсутствуют проходы, как мы привыкли. Вместо этого в нишах разместили скамейки. Почему именно так, не до конца понятно. В одних источниках пишут о сложных геологических условиях, в других - о недостаточном финансировании. Пол станции выложили чередующимися полосами красного и серого гранита.

Тайный смысл отделки, о котором вы не подозревали

Освещение практически в точности повторяет то, что располагается на станции "Сухаревская". Светильники в виде непрерывной полосы расположены над пилонами. Сами лампочки закрыты вставками из матового стекла. Золотистый металл разделяет его на прямоугольники. По такой же схеме устроено освещение и на боковых платформах. Только находятся лампы лишь с одной стороны.

Боковой зал станции "Дмитровская", 2013. Фото отсюда: https://e-strannik.livejournal.com
Боковой зал станции "Дмитровская", 2013. Фото отсюда: https://e-strannik.livejournal.com

Буквы, которыми выложено название "Дмитровской" на путевых стенах также имеют скрытый смысл. Рубленный шрифт отлит из латуни. Некоторые исследователи считают, что благодаря форме и наклону буквы похожи на противотанковые надолбы (заграждения). Честно говоря, не могу точно сказать, хотели ли архитекторы вложить в надпись именно такой смысл или же это всё-таки уже фантазии специалистов.

Надпись "Дмитровская" на путевой стене станции. Фото из Википедии.
Надпись "Дмитровская" на путевой стене станции. Фото из Википедии.

Завершает украшение станции литой барельеф в южном торце. На нём изображены Спасская башня Кремля, мавзолей им. Ленина, купола церквей, зенитные орудия, лучи прожекторов, аэростаты воздушного заграждения и противотанковые ежи. В центре композиции огромные цифры "1941". Второе панно располагается над эскалаторами, которые ведут к выходу в город. Там изображены колонны бойцов и танков, которые движутся по ночной Тверской (ул. Горького) на фронт.

Многие исследователи считают, что "Дмитровская" самая удачная станция на всём участке, открытом в 1991 году. У неё не только продуманная #архитектура , но и хорошее исполнение замысла. В наше время станция довольно загруженная. Во-первых рядом находится платформа электричек. Во-вторых, в окрестностях очень много жилых многоэтажных домов. Если когда-нибудь окажетесь на "Дмитровской", остановитесь на пару минут, чтобы рассмотреть подробнее. Ведь у станции есть #история , а также интересные детали.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!