Найти тему

Учимся рисовать небо.

38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка среднезернистая. Акварель Daniel Smith.
38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка среднезернистая. Акварель Daniel Smith.

Начинать учиться рисовать небо лучше не с натуры, а с фотографии.

Если сегодня небо над головой потрясающе красиво, а у вас при себе бумага и краски, скорее сфотографируйте его, а на бумаге накидайте цветовую гамму, соответствующую небесному пейзажу.

Это даст шанс изобразить его в ближайшем будущем.

Чтобы понять, как устроено небо, прежде всего, необходимо разобраться с тоном.

Фотографируем небо, любым фоторедактором убираем насыщенность, получается чёрно-белый кадр.

Сразу становится понятно, что темнее, что светлее.

Видим, что самое тёмное - это участки небесной синевы, свободные от облаков.

Самое светлое - верхние гребни облаков.

Средний тон - средняя масса облаков, их «тела».

Тон усиливается в нижней части облака и светлеет к линии горизонта.

Это классика. Иногда «тела» облаков равны по тону синеве неба.

Исключением бывают страшные грозовые тучи, которые темнее участков открытого неба, но их верхние гребни, освещённые солнцем, всё-равно светлые.

Да, сверху облака и тучи всегда светлые, а снизу тёмные!

Это элементарный закон физики, солнце выше любых туч/облаков и освещает их сверху.

Вот только если туча у нас над головой, мы смотрим на неё снизу, в этом случае нам не видна её освещённая часть. Такая туча кажется тёмной.

Облака располагаются на разной высоте, более высокие могут отбрасывать тени на низкие, тогда их мы тоже видим тёмными.

В небе зачастую случаются всевозможные оптические эффекты, трудно поддающиеся анализу. Особенно на закате, когда солнце светит из-под туч. Блики, отражения рассеянного света, свечения.

Поэтому берём чёрно-белую фотографию и разбираемся с конкретной ситуацией.

Первые учебные разборы неба - монохромные, на дешёвой бумаге. Для них сгодится любая тёмная краска, подойдёт обычный карандаш.

Сегодня не планируем создать шедевр, это пока учебные зарисовки!

Необходимо усвоить основные классические принципы расположения и освещённости облаков.

Просто заучиваем правило: участки синего неба- тёмные, почти чёрные, гребни туч - белые, участок соприкосновения белого гребня с тёмным небом - контраст.

Тело тучи - серое, темнеющее книзу.

38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка гладкая. Акварель Supervision растительная серия.
38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка гладкая. Акварель Supervision растительная серия.

Когда монохромные зарисовки неба потихоньку начинают получаться, и вот уже небо на бумаге напоминает именно небо, а не кадры из хроники Великой Отечественной войны, пора переходить к цвету.

Имеет смысл накидать «небесные» цвета на черновик или сделать маленький эскиз.

Обычное «стандартное» небо имеет три оттенка:

Сине-голубой - в зоне чистого неба;

Фиолетовый или серо-фиолетовый в тёмной зоне туч/облаков;

Желтовато-золотистый в светлой, освещённой зоне туч/облаков.

Про жёлтые оттенки я уже писала, тут надо опасаться позеленения. Использовать Неаполитанские жёлтые или иметь под рукой оранжевый пигмент PO, для быстрого убийства зарождающейся зелени.

Для цвета чистого неба сгодятся любые синие пигменты, но надо выбрать не больше трёх, во избежание химических реакций и образования грязи.

Иногда небо очень светлое, и выбор падает на Церулеум.

Теневая часть тучи/облака наиболее интересна и сложна.

Сюда придётся добавить все использованные ранее цвета и что-нибудь, придающее фиолетовый цвет.

Это может быть как фиолетовый пигмент, так и смесь синего с оранжевым (в большинстве случаев оранжевый+синий=фиолетовый).

С оранжевыми лучше прорепетировать на черновике, некоторые смеси получаются глуховаты, а некоторые сероваты (кадмий оранжевый лучше не брать, предпочесть оранжевый пиррол).

Для придания фиолетового оттенка также можно взять розовые.

В качестве розовой очень уместна Розовая Опера, она придаёт небу легкое свечение, её можно добавлять на освещённые участки облаков, подмешивая к жёлтым. Но Опера, она для тех, кто не брезгует низкой светостойкостью красок.

Из проверенных мною, самая низкая светостойкость у Оперы Pinax, она очень быстро полиняет, её лучше не брать.

Самое главное - НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ в небе чёрные пигменты.

Ничего чернее Индиго!

Какие бы страшные тучи не служили натурой.

38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка среднезернистая. Акварель Supervision минеральная серия.
38,5х27см. Бумага Paul Rubens 50% хлопка среднезернистая. Акварель Supervision минеральная серия.