Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
(Александр Твардовский, Я убит подо Ржевом)
Удачный конвой PQ16, хотя и не без потерь, 30 мая 1942 года привез в СССР рекордное количество вооружения и военных материалов. Другие маршруты-тихоокеанский и иранский, еще не вышли на полную мощность, да и логистическое плечо там было значительно длиннее (20 суток из США до Владивостока и 75 суток до иранских портов). Путь северных конвоев занимал 10-14 дней и грузы сразу попадали на северный фланг советско-германского фронта. В 1941 году на Арктику пришлось около 40% полученных от союзников грузов.
Обстановка на фронте требовала срочных и массовых поставок. Харьковская катастрофа пробила брешь в обороне Юго-Западного фронта и немецкие дивизии хлынули в донские степи, сметая слабые заслоны советских войск. Катастрофа Крымского фронта привела немцев на Тамань и к Кавказу, был потерян Севастополь, остатки Черноморского флота были вынуждены уйти в кавказские порты. Под угрозой оказались основные нефтеносные районы Северного Кавказа и Баку.
Второго фронта не было, а в Северной Африке Роммель успешно гнал англичан к Каиру. Мальта была блокирована итало-немецким флотом и держалась лишь на прорывающихся с большими потерями конвоях и одиночных кораблях с продовольствием, войсками, оружием и боеприпасами. На Тихом океане вступившие в войну японцы технично и быстро освобождали от американцев, британцев и голландцев Филиппины, Малайзию, Индонезию, Бирму и Новую Гвинею. Флоты союзников терпели поражения и несли значительные потери.
Лето 1942 года-время наибольших успехов стран "оси".
Самый известный северный конвой-PQ-17 прошел свой трагичный путь тоже летом 1942 года. 27 июня Рейкьявик покинули 35 судов, 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских (танкеры «Донбасс» и «Азербайджан»). Конвой сопровождали три британских спасательных судна «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей RFA «Aldersdale» . На судах были установлены 33 орудия калибром от 40 до 102-мм, 33 20-мм автомата «Эрликон» и более 207 различных пулемётов.
PQ-17 вез 297 самолётов, 594 танка, 4246 грузовиков, авиационный бензин и другие имущество, всего 156 492 тонны на 700 млн долларов в ценах 1942 года.
В охранении конвоя шли 6 эсминцев, 4 противолодочных траулера, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика, 2 корабля ПВО, 2 подлодки ( группа сопровождения EG1) под командованием коммандера Джона Брума.
Прикрытие возлагалось на крейсерское соединение CS1 адмирала Луиса Гамильтона -из британских (крейсера «Лондон» и «Норфолк», один эсминец) и американских ( крейсера «Тускалуза» и «Уичита» и два эсминца)-4 тяжелых крейсера и 3 эсминца.
Основные силы- эскадра адмирала Джона Тови в составе линкоров «Дюк оф Йорк» и «Вашингтон», авианосца «Викториес», крейсеров «Камберленд» и «Нигерия», а также двенадцати эсминцев.
Кроме того у берегов Северной Норвегии находились две завесы подводных лодок из 5 советских, 1 французской и 8 британских.
Англичане также имитировали "ложный конвой", соединение «X», пытаясь отвлечь внимание немцев.
Известные проблемы, связанные с этим конвоем, здесь подробно рассматриваться не будут, об этом в другой раз. Нас интересуют советские танкеры в составе конвоя PQ-17. Их, как уже упомянуто, было два, принадлежащих к двум основным типам нефтеналивных судов в предвоенном СССР.
Советский Союз с момента своего создания очень нуждался в иностранной валюте. Одним из стабильных источников валютной выручки еще со времен царской России была продажа нефти с кавказских месторождений. После гражданской войны у страны отсутствовал нефтеналивной флот, поэтому Нефтесиндикату приходилось продавать нефть на условиях FOB, прямо с порта отгрузки, по более низким ценам. Торговля советской нефтью находилась в руках западных спекулянтов.
Было принято решение строить свой танкерный флот. В 1924 году начали переоборудование двух недостроенных балтийских легких крейсеров типа "Светлана" в танкеры "Азнефть" и "Грознефть" грузоподъемностью по 5500 тонн. Однако узкие корпуса крейсеров мало подходили для танкеров и их служба была недолгой.
В марте 1925 года на Совете Труда и Обороны (СТО) была поставлена задача довести долю советских танкеров в экспортных перевозках нефти до 50%. С учетом сложившегося контингента покупателей (Англия, Италия, Франция и Германия, до 70 % нашего нефтеэкспорта), маршрутов и особенностей портов назначения строились и закупались за границей танкеры трех типов-малые(3200тонн)для каботажных перевозок по черноморскому побережью, средние (8000 тонн) для портов Черного, Средиземного и Балтийского морей и большие (10 000тонн) для рейсов в Англию и северную Европу.
Первый танкер советской постройки был заложен 7 ноября 1925 года в Николаеве, на заводе «Наваль» (Черноморский завод - ЧМЗ). Это был «Красный Николаев», который после переименования в «Эмба» («Эмбанефть»), стал головным в серии из 6 танкеров-десятитысячников. Последним из них в 1938 году в строй вступил "Донбасс".
Центральное бюро морского судостроения под руководством инженера Е. Толоцкого создало проект среднего черноморского танкера, способного перевозить и сырую нефть и нефтепродукты. В 18 главных танках перевозились тяжелые нефтепродукты, в 12 компенсационных-легкие. Кроме того в носовом трюме можно было возить масло в бочках.
Нефтесиндикатом по этому проекту было заказано два танкера в 1928 году и два в 1929. Строил их Николаевский судостроительный завод. К 1936 году были построены первые три-"Москва", "Азербайджан" и "Сахалин", четвертый-"Урал" был достроен уже после войны. Увеличение внутреннего потребления нефти, в связи с индустриализацией, привело к снижению экспорта и потребности в танкерах.
На 1 января 1940 года морской нефтеналивной флот СССР состоял из 20 судов суммарным дедвейтом около 150 000 тонн, в т.ч. три типа "Москва" и шесть типа "Эмба".
"Азербайджан"( тип "Москва"). Николаевский судостроительный завод, средний черноморский танкер, сдан заказчику в 1932 году, с 1934 по 1940 год был приписан к Туапсе ( «Совтанкер» ). В 1940 году переведён в Дальневосточное морское пароходство. В 1942—1943 годах использовался Северным флотом как военный транспорт. После ремонта вернулся на Тихий океан. В 1975 году списан и переведён в разряд несамоходных бункеровочных баз Дальневосточного морского пароходства
Корпус разделён перегородками на 18 танков, рассчитанных на прием тяжелых нефтепродуктов. 12 компенсационных танков заполнялись при перевозке лёгких нефтепродуктов. В носовой части оборудован трюм для перевозки масла в таре.
Водоизмещение 13250 т. Дедвейт 8930 т. Наибольшая длина 124 м . Наибольшая ширина 16,6 м. Осадка 7,95 м.
Двигатели- два дизеля по 1400 л.с. Скорость 9,6 узла . Дальность плавания 13 600 миль. Команда 42 чел.
Как военный транспорт вооружён двумя пушками и двумя крупнокалиберными пулемётами.
Всего в 1928-1941и далее годах построено 4 единицы:
«Москва» («Моссовет») после войны в ЧМП, затем в ЛатМП, списан в 1973 году
«Азербайджан» (1932) . В 1940 году переведён в ДВМП
«Сахалин» (1936) ,закладывался как «Сахалиннефть», в 1942 году переведен в ДВМП
«Урал» (закладывался как «Уралнефть», достроен после войны) списан в 1974 году
«Донбасс» (тип «Эмба»), Черноморский судостроительный завод № 198 им. Андре Марти, Николаев. Заложен 1930 г. Спущен на воду ноябрь 1932 г. Завершен 1935 г.
Приписан к пароходству «Совтанкер», в 1940 году судно передано в Дальневосточное морское пароходство, в 1941 году приписано к порту Мурманск. В 1941—1942 годах «Донбасс» использовался Северным флотом в качестве военного транспорта. 7 ноября 1942 потоплен немецким эсминцем Z-27 на пути из Архангельска в Рейкьявик .
Водоизмещение 15 985 т. длина - 133,37/140,12 м, ширина - 17,81/17,94 м, осадка - 8,43-8,45 м. Дейдвейт 10780 (11 000) тонн. 7886 (7925) брт
Силовая установка: дизельная,2 дизеля, 2800 л.с., 2 вала. Скорость полного хода 11,5 узлов, проектная 10 узлов. Экипаж 46 -63 чел.
Вооружение состояло из двух 76,2-мм орудий и нескольких крупнокалиберных пулемётов.
Всего было построено шесть танкеров этого типа: «Эмбанефть», «Союз горнорабочих СССР», «Союз металлистов», «Союз водников», «Серго» и «Донбасс».
«Эмба» (1929, «Красный Николаев» / «Эмбанефть») повреждён авиабомбой, использовался как ёмкость, в 1943 торпедирован немецкой пл U-24.
«Донбасс» переведен в ДВМП, затем приписан к порту Мурманск. Потоплен 7 ноября 1942 года эсминцем Z-27 в Баренцевом море
«Серго» (1930, «Союз Горнорабочих СССР»), с 1961 – бункеровочная база, списан в 1976 г.
«Вайян Кутюрье» (1932, «Союз Металлистов СССР», «Николай Янсон») в январе 1944 года потоплен на траверзе Поти немецкой пл «U 20», поднят и в 1954 году восстановлен, далее в ЧМП и ДВМП;
«Кремль» (1932, «Союз Водников СССР») передавался ЧФ, возвращён, с 1953 года в ЧМП, списан в 1970 году;
«Иосиф Сталин» (1934, «Урал») с 1953 года в ЧМП, в 1961 году переименован в «Николаев»;, списан в 1966 году;
Корпус судна имел 20 танков и 20 летних цистерн для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак, полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. По всей длине машинного отделения суда имели двойное дно.
В средней надстройке находились кают-компания и каюты ,буфет и санблок. На шлюпочной палубе находились каюта капитана, радиостанция, каюта радиста и лоцманская каюта. В полуюте размещались столовая, склад провизии и каюты команды.
Силовая установка-два четырехцилиндровых дизеля мощностью по 1400 л. с. типа "Зульцер" постройки Николаевского судостроительного завода. Котельная установка на платформе машинного отделения состояла из двух вспомогательных котлов с мазутным отоплением и двух утилизационных.
Танкер "Азербайджан" при отправке был загружен 6000 тонн льняного масла. А на палубе были закреплены танки и другие габаритные грузы . "Донбасс" вез 10 000 тонн льняного масла и 71 тонну военных грузов. Льняное масло применялось в промышленности для изготовления олифы и лака.
Советские танкеры разделили судьбу судов конвоя. 27 июня PQ-17 покинул Рейкьявик и направился в Мурманск. 1 июля конвой был переадресован в Архангельск, так как Мурманск подвергся массированным налетам германской авиации, деревянный город был практически уничтожен, а порт был также сильно разрушен.
1 июля конвой был обнаружен германским самолетом-разведчиком Fw-200 «Кондор» и немецкой подводной лодкой.
4 июля, в день независимости США, американские корабли с утра начали получать поздравления с других судов (особенно тепло наверняка поздравляли британцы-«Поздравляем с праздником. Соединенные Штаты – единственное в мире государство, которое точно знает день своего рождения»), но прислали поздравление и немцы. Ранним утром немецкий торпедоносец торпедировал американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». Команду с него сняли вместе с личными вещами ( они начали спускать шлюпки еще при подходе торпеды), американцы даже ботинок не замочили, а само судно безуспешно пытались добить британские подлодка и сторожевик. Добила его в итоге немецкая подлодка U-457. Это была первая боевая потеря PQ-17.
Днем, когда туман рассеялся, конвой оказался под непрерывным воздействием немецкой авиации. Долгое время кораблям эскорта удавалось отражать немецкие атаки.
В 20:22 GMT+2 суда были атакованы 25 торпедоносцами He-111 26-й эскадрильи. Атаки с кормовых углов оказались успешными, торпеды поразили транспорты «Нэйварино» и «Уильям Хупер», а также танкер «Азербайджан».
«Азербайджан» атаковали сразу 6 "хейнкелей". От части торпед удалось уклониться. Роковая торпеда настигла «Азербайджан» в 50 милях к востоку от острова Надежды, ее взрывом разорвало девять танков. Судно получило пробоину размером с автомобиль, а столб огня над взорвавшимися емкостями достигал 70 метров. Из вахтенного журнала : «Торпеды попали в танки № 15 и № 16, разорвав семь соседних. Кормовая часть в нескольких местах разорвана»
Правила Британского адмиралтейства для судов конвоя были просты и неумолимы: с поврежденных судов снимается экипаж, сами суда добиваются кораблями конвоя. Ничего не должно задерживать движения.
«Семь союзных транспортов немцы уже отправили на дно. Команды поврежденных транспортов тут же переходили на суда эскорта. А затем британские миноносцы огнем орудий беспощадно уничтожали покинутые корабли. Иногда случались даже анекдотичные ситуации: сверху транспорт бомбит немец, а с воды его расстреливает англичанин. Работали так, будто сговорились»,— Валентин Пикуль «Реквием каравану PQ-17»
Британское спасательное судно «Замалек» сняло экипаж с «Уильям Хупер» и подошло к «Азербайджану», но капитан Владимир Изотов от эвакуации отказался. У Пикуля это еще красочнее-«В помощи не нуждаемся!». По британской версии-«Нам не нужна ваша помощь. Уходите!».
Команда немедленно приступила к тушению пожара и устранению повреждений. Пришлось выравнивать возникший крен и запускать заново двигатели. Британцы наблюдали как столб огня быстро сменился клубами дыма и пара. При этом носовая 12 фунтовая зенитка полуразрушенного танкера продолжала вести огонь вслед уходящим в закат немецким торпедоносцам. Британцы утверждают, что стрельбу вел исключительно женский расчет.
В это время произошло событие, которое известно в двух противоположных версиях. Обратите внимание на фото-между «Азербайджаном», который дымит уже умеренно и спасательным судном «Заафаран»(слева) заметна лодка или катер.
По одной версии это часть экипажа танкера, которые после взрыва струсили и покинули судно на шлюпке. В основном это были прикомандированные военные. Расследование проводил особый отдел Архангельского погранотряда (военная команда «Азербайджана» состояла из пограничников). Результаты расследования неизвестны. Один из офицеров британского спасателя упоминает о том, что якобы капитан даже стрелял по лодке из автомата. Результаты расследования пограничников неизвестны, хотя в публикациях периодически клеймят трусов, покинувших судно в то время как женщины из экипажа продолжали вести огонь и тушить пожар.
Эта версия вызывает некоторые сомнения, ибо есть вторая, которую излагает Д. Ирвинг в "Разгроме конвоя PQ-17". Он говорит о том, что после взрыва торпеды в воде за кормой танкера спасательным вельботом с «Заафарана » были подобраны выброшенные взрывной волной с судна артиллеристы в количестве семи человек. Еще один человек спрыгнул с борта танкера, подплыл к вельботу, был поднят на борт и потребовал вернуть спасенных на танкер. Британцы же по инструкции доставили спасенных сперва к себе.
Эта версия более логична. Взрывом разнесло часть кормы и, естественно, кормовые орудия и пулеметы не уцелели. Люди были сброшены взрывом или прыгнули в воду, спасаясь от огня. Видимо и расследование завершилось установлением сего объективного факта и последствий не имело.
Уже через час отставший русский танкер нагнал ордер и просигналил-«Номер 52-й хочет занять свое место в строю». Единственный из трех торпедированных в тот день кораблей, «Азербайджан» продолжил путь в СССР. «Нэйварино» и «Уильям Хупер» были оставлены командой и добиты эскортом.
Второй советский танкер, «Донбасс», под командованием капитана Михаила Ивановича Павлова в тот день был более удачлив. Он не только уклонился от немецких торпед, но и сбил два фашистских торпедоносца. Первым завалил стервятника расчет кормового орудия под командой второго помощника капитана М.Р.Кравец. Тот даже торпеду сбросить не успел. Второго сбил моторист В.П.Хачко из крупнокалиберного пулемета. Еще одним удачным выстрелом из кормового орудия удалось сбить с курса торпеду, которая шла прямо на корабль.
После отражения немецких торпедоносцев командование конвоя получило из Адмиралтейства три злополучные радиограммы:
21:11 Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом. 21:23 Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты. 21:36 Согласно моей от 21:23 конвою рассеяться.
Первый морской лорд Дадли Паунд освоил новую команду "Рассеяться", возможно он в тот момент уже был сильно болен (21 октября 1943 года он скончался от рака мозга) и не мог принимать взвешенных решений. Но он командовал конвоем и силами прикрытия. Боевые корабли ушли ловить «Тирпица», а за судами конвоя начали охоту немецкие самолеты и подводные лодки. Большая часть судов PQ-17 , 24 корабля, погибла.
Оба советских танкера, тем не менее, успешно достигли места назначения.
Владимир Изотов повел «Азербайджан» на север, вдоль кромки полярных льдов. При отсутствии карт этого участка пришлось идти по найденной в библиотеке книге с описанием экспедиции в эти края. Танкер добрался до Новой Земли, там найден минзагом «Мурман» и сопровожден им до Северодвинска. Увы, большая часть груза выгорела либо вытекла в океан через пробоины в борту.
Капитан «Донбасса» принял аналогичное решение. Он тоже повел судно к Новой Земле, прикрываясь туманом и прижимаясь к кромке льда. Чудом танкер увернулся от немецких подлодок. К тому же одно из орудий в жаркий день 4 июля вышло из строя, огневая мощь судна резко снизилась.
Однако помощь пришла откуда не ждали. Утром 6 июля в проливе Маточкин Шар были замечены три шлюпки. С них на борт был поднят 51 человек с потопленного немцами американского транспорта «Дэниэл Морган». Успешно отразившее атаки "юнкерсов" судно было потоплено немецкой подлодкой U-88. Союзникам оказали медицинскую помощь, накормили и устроили насколько возможно комфортно.
Американцы оказались весьма боевыми и предложили свою помощь в несении службы и в бою. Благо среди спасенных оказались обученные артиллеристы лейтенанта ВМС США Мортона Вулфсона. Ему удалось починить кормовое орудие. Янки несли вахты совместно с русскими, а орудия, для слаженности расчетов разделили-американцам досталось носовое.
Это оказалось кстати, налеты немцев начались уже с полудня 6 июля. 9 июля, уже на подходе к месту назначения, танкер атаковал "юнкерс", но на втором заходе был подбит расчетом лейтенанта Вулфсона и, дымя, удалился в сторону Норвегии.
Не обошлось, правда, и без ложки дегтя. 7 июля у входа в Белое море радист танкера Платов без разрешения капитана дал радиограмму открытым текстом с сигналом бедствия, наверно нервы не выдержали. По радиограмме навстречу «Донбассу» из Иоканьги вышел на помощь СКР-30. Возможно радиограмма была перехвачена, так как СКР был атакован восемнадцатью немецкими самолетами и сильно поврежден. Расследование было поручено Водному отделу НКВД в Архангельске Результат неизвестен.
За отличное выполнение задания Советского правительства и проявленное мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил многих членов экипажа танкера «Донбасс» орденами и медалями. Кроме того, за этот рейс капитан М. И. Павлов был награждён английским орденом «За боевые заслуги», а старший механик М. М. Фёдоров английским крестом «За боевые заслуги»
Капитан «Азербайджана» Владимир Изотов, второй механик Диамид Слауте и старший механик Федор Думбров награждены крестами Британской империи «За выдающиеся заслуги».
После войны Владимир Изотов долго командовал известным танкером «Советская нефть», доставлял грузы в Китай, США, на Кубу. Он отмечен множеством правительственных наград. Скончался на капитанском мостике своего судна в начале 60-х годов.
Во Владивостоке Владимиру Изотову установили памятник, в его честь назвали танкер.
Капитан Павлов не забыл и про американских братьев по оружию. Военно-морскому атташе США в Архангельске была передана записка со словами благодарности Вулфсону и его товарищам. Через Папанова даже ходатайствовали о награждении лейтенанта орденом Ленина. Чтоб не дразнить японцев, решение отложили. Зато 7 июля 1945 года сразу 190 американских моряков — участников полярных конвоев получили заслуженные награды. Лейтенант Вулфсон стал кавалером ордена Отечественной войны I степени.
Всего за войну советское правительство произвело свыше 700 награждений британцев и американцев советскими наградами.
Если для «Азербайджана» "героический период" в основном закончился, то у «Донбасса» многое было еще впереди. Здесь уже не поместится, придется отдельной статьей.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам