В начале прошлого века допотопные люди без сотовых телефонов, интернета и радио (оно только-только появилось) новости узнавали из газет. И где в мире какая заваруха - сразу экстренные выпуски! Телеграммы на первых страницах. «Убит эрцгерцог Фердинанд!», «Объявлена мобилизация!». Одно плохо, читать умели не все. Потому были открытки. Агитация для народа, мобилизация его духовно. Что-то вроде нынешнего первого или второго канала телевидения со Скабеевой, Киселевым и Соловьевым сразу.
Переберем эти вековой давности картинки.
Преддверие войны. Враг глуп и ничтожен.
Чего нам бояться? У России полуторамиллионная армия. Одних только казачьих войск десять. В считанные годы возрожден потопленный в Цусимском сражении флот. Можно и без мобилизации обойтись.
Германия, Австрия, еще и Турция? Мало им досталось в прошедших войнах.
И на востоке пусть только сунутся! Получат так, что мало не покажется!
Начало войны.
Мы не одни. У нас союзники. Не только храбрые сербы, но и могучая Британия с ее флотом.
Россия, Англия и Франция! Какой союз!
Разве можно сравнивать с... Посмотрите сами:
Вот только плохо, что без мобилизации обойтись не удалось. Зато какой патриотический настрой!
Сам Бог велел идти за родину!
Матери, не плачьте! Не волнуйтесь! Это ненадолго. Скоро враг дрогнет. Сами видите.
Еще немного и...
Война идет
А война все идет. Начали в июле, к зиме так и не закончили. В году следующем немец наступать стал. Ну да мы тебя встретим, как показано на этой открытке.
Но иногда получается, как на этой:
А фронт как прорва. Офицеров давай! Солдат давай! Все туда! А что же назад? Встречайте!
Благородные дамы и раненых навестят, и материю на бинты порежут. Все для фронта!
А в семьях кормильцев ждут уже и не с победой, просто, чтобы вернулись.
Открыточки второго-третьего года войны можно повернуть. Из копеек, что вы за них заплатили, несколько пойдет на нужды раненых.
А что там? Спрашивают вернувшегося. Грязь, огонь и смерть - отвечает он.
В землю зароешься, стреляешь в немца, а он в тебя. Снаряды летят, газ клубами ползет, аэроплан сверху бомбы кидает. И все, чтобы тебя убить .
Удивятся такому рассказу. Карточку фронтовику покажут. На ней солдат-герой. Неужели про Кузьму Крючкова не слышали? Ни орудия, ни пулеметы, ни аэропланы ему не нужны. Пикой десятки немцев убил.
Посмотрит фронтовик на открытку и только вздохнет.
И что же романтиков на фронте нет совсем? Были такие. Гимназисты, которых ускоренно офицерами сделали. Только их скоро убило, а не убило, так романтиками они быть перестали. А остальным... не нужна нам эта война. Вот с пополнением заводские газету передали, в ней так и написано, что не нужна она ни рабочим, ни крестьянам. А еще один грамотный говорил: царица - сама немка, это она войну затеяла.
Разброд и шатание
В тылу что-то непонятное творится. Забастовки, демонстрации. А чего хотят - понять - голову сломаешь. Одни за войну до победного конца.
Другие против войны. За свободу и попутно полицию бьют.
О чем кричат ничего не понять. А вот это для нас. "Земля и воля" и... штык в землю!
Конец войне
Штык в землю - это здорово. только после его достать надо и тряпкой обтереть. Поскольку, когда свобода начинается, винтовка в руках первое дело. С ней и домой. Кто там вслед кричит, что воевать надо?..
С такими рожами - сами и воюйте. Царя нет. Власти нет. Воюйте, ребята, вшей в окопах кормите, а с нас хватит. Мы до дому, до хаты. А то без нас все поделят и самому ничего не достанется.
А ну расступись! Конец войне! Солдат домой идет!
Четыре года войны, так красиво начинавшейся, разрушили четыре империи. Германскую, Османскую, Австро-Венгерскую и Российскую. Нашу страну и вовсе перевернули с ног на голову. Хорошо это или нет - до сих пор с пеной у рта спорят историки и политики.
* * *
Немного личного. Оба мои деда воевали в первую мировую. Один вернулся с фронта инвалидом. У родителей, как дача, был старый дом в деревне. Когда его перестраивали нашли спрятанную в двадцатые годы винтовку. Заботливо смазанную и укутанную в тряпки.
Первая мировая не стала уроком. За ней последовала вторая, десятки мелких войн и конфликтов. Что дальше? Оружие есть, пропагандистов еще больше. Со всех сторон. Вот только победителей уже не будет.
Андрей Макаров