Посланник Аллаха (сав) попросил Абу Зарра отправиться к своему племени и призвать их к Исламу. Когда Абу Зарр вернулся к своему племени, он сказал им, что пришел пророк от Аллаха, и необходимо уверовать в единого Аллаха, а также призвал их к благой нравственности и предостерег от дурных дел. Сначала Ислам приняла мать Абу Зарра, затем его брат, а потом мусульманами стала половина племени. После хиджры Посланника Аллаха в Медину мусульманами стала другая половина племени. Под их влиянием Ислам приняло и племя Аслам. Они посетили Посланника Аллаха. После битв при Бадре и Ухуде Абу Зарр вернулся в Медину, примкнул к Посланнику Аллаха и поселился рядом с ним[1].
Среди сподвижников Посланника Аллаха Абу Зарр был вторым человеком, который больше всего любил его Ахль аль-Бейт. До самой своей смерти он не признал халифат никого, кроме Достопочтенного Али.
Однажды Абу Зарр был болен. Он избрал Имама Али в качестве своего преемника и поручил ему все свои дела. Навестившие его люди спросили его: «Почему ты не выбрал в качестве преемника Усмана?».
Абу Зарр дал им следующий ответ: «Я избрал преемником того, кого счел правым. Клянусь Аллахом, Али оживляет сердца и успокаивает души. Если бы не было Али, вы не знали бы ни обитателей земли, ни обитателей небес».
Ибн Салам говорит: «В свое время я задал Абу Зарру следующий вопрос:
«О Абу Зарр, мы знаем, что ты любишь и уважаешь того человека, которого большего всего любил и уважал Посланник Аллаха. Не расскажешь ли ты нам, кто этот человек?».
Абу Зарр дал следующий ответ:
«Знайте, что я больше всего люблю и уважаю Али б. Абу Талиба, с которым поступили несправедливо и у которого отобрали причитающееся ему по праву»[2].
Абу Зарр был также против неправильной политики Усмана. Он при любой возможности говорил об этом. Услышав о том, что Усман назначил ответственным за Байт аль-Мал Марвана б. Хакама, он стал громким голосом читать на улицах и рыночных площадях следующий аят: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «ат-Тауба», аят 34).
Эти высказывания Абу Зарра стали совершенно невыносимыми для Усмана. В итоге он принял решение сослать его в Шам.
Прибыв в Шам, Абу Зарр увидел, что положение там ничем не отличается от Медины. Муавия готовился к тому, чтобы стать халифом, строил себе дворцы под предлогом того, чтобы не выглядеть слабым перед лицом византицев, заставляя работать на их строительстве сотни людей.
Абу Зарр ни в коем случае не мог закрывать на это глаза. В этот раз он начал говорить уже о неправильности политики Муавии и бороться с ним.
Абу Зарр говорил о неправильности правления Муавии:
«Я вижу целый ряд неуместных действий и поступков, с которыми я никогда не сталкивался среди мусульман. Эти дела противоречат Книге Аллаха и сунне Пророка. Во время их правления истина была попрана, а ложь получила новую жизнь, правдивые люди были оболганы, группа лишенных достоинства людей присваивают себе имущество мусульман, а хорошие и правдивые люди лишились всего».
Эти слова были очень опасны для правления Муавии. Муавия, хорошо понимавший, что они могут негативно повлиять на народ, отправил Абу Зарру триста динаров, чтобы заставить его молчать.
Абу Зарр также хорошо знал о коварных планах Муавии и сказал его представителю:
«Если эти деньги – это причитающаяся мне в этом году доля от Байт аль-мал, то я принимаю их, но если это подарок, то я не нуждаюсь в его подарках». После этого он послал эти деньги обратном Муавии[3].
Противостояние Абу Зарра Муавии оказывало глубокое воздействие на народ, возбуждая его против его правления.
Иногда Абу Зарр совершал утреннюю молитву рядом с воротами у крепостных стен Дамаска. Когда в город приходил караван со средствами Байт аль-Мал, он восклицал:
«Эти караваны навьючены огнем. Да проклянет Аллах тех, кто повелевает благое, предостерегает от дурного, но сам не следует этому!».
Иногда он стоял у дворца Муавии и выкрикивал против него лозунги.
Один из придворных Муавии Джаллам аль-Гифани говорит:
«Однажды я был у Муавии с докладом, как вдруг услышал с улицы чей-то голос, который говорил: «Эти караваны привезли огонь. Да проклянет Аллах тех, кто повелевает благое, предостерегает от дурного, но сам не следует этому!».
В тот момент я увидел, как Муавия побледнел и изменился в лице. Он повернулся ко мне и сказал: «Узнаешь ли ты этот голос?».
Я ответил: «Нет».
Муавия сказал: «Это Джундаб б. Джунада аль-Гифари, и это одно из его ежедневных занятий». Затем он приказал привести к нему Абу Зарра.
Через некоторое время Абу Зарра силой приволокли к Муавии, который сказал ему очень грубым тоном:
«Эй ты, враг Аллаха и Пророка! Зачем ты каждый день произносишь против меня свои речи? Если бы в моих полномочиях было бы убивать без разрешения Усмана, который был одним из сподвижников Пророка, я бы не оставил тебя в живых даже на один день, но я сообщу об этой ситуации халифу и потребую разобраться с тобой».
Я очень хотел увидеть Абу Зарра, потому что он принадлежал к тому же племени, что и я. Смотрю, а он не выказывает Муавии ни малейшего почтения, несмотря на то, что был схвачен его стражей. Он ответил Муавии следующее:
«Я не враг Аллаха и Пророка. Это ты и твой отец Абу Суфьян являетесь врагами Аллаха и Пророка. На самом деле, вы скрываете свое неверие, внешне показывая себя мусульманами. Сколько раз ты навлек на себя проклятия Пророка, который проклял тебя, чтобы ты никогда не насытился.
Я слышал от Посланника Аллаха, как он говорил о твоем правлении: «Если исламское правление перейдет в руки жадного и ненасытного человека, мусульмане должны быть бдительны и оберегать себя от его зла».
Поскольку этот хадис был хорошо известен, он не стал его отрицать и сказал: «Пророк имел тогда в виду другого человека».
Абу Зарр: «Нет, не другого. Он имел в виду тебя. Я слышал от Посланника Аллаха, как он проклинал тебя: «О Аллах! Прокляни его и насыть его ненасытные глаза землей».
Потом Абу Зарр добавил: «Я слышал от Посланника Аллаха, как он сообщил о твоем положении в другом мире: Муавия будет пребывать в огне».
Вот таким образом Абу Зарр выступал против Муавии. Однако Муавия, притворно улыбаясь, приказал не обращать на него никакого внимания»[4].
Ибн Баттал говорит следующее:
«Слова Абу Зарра повлияли на войско Муавии, и они отправились к своему правителю. Они испытывали большое беспокойство по поводу того, что Абу Зарр все еще остается в Шаме»[5].
В итоге, Муавия написал Усману письмо, в котором дал ему понять, что, оставаясь в Шаме, Абу Зарр создает для них угрозу и может стать причиной восстания в народе. Он сказал:
«Народ собирается вокруг Абу Зарра. Я боюсь, что он станет подстрекать народ против тебя. Если ты нуждаешься в людях этой страны, удали отсюда Абу Зарра!».
Усман прислал ему следующий ответ: «Посади Абу Зарра на худого, облезлого и дикого верблюда и отправь его в Медину».
Муавия, не теряя времени, сделал, что ему было сказано.
Аль-Масуди пишет:
«Муавия посадил его на верблюда, помост на спине которого был из высохшего дерева, и отправил его в Медину в сопровождении пятерых очень жестоких людей. Из-за того, что они постоянно погоняли верблюда ударами, Абу Зарр все время подпрыгивал на нем, так что к концу путешествия его ноги буквально разваливались, и он едва был жив от боли»[6].
Усман снова позвал к себе Абу Зарра и попытался его смягчить, однако тот не обратил на него никакого внимания и сказал:
«Ты ведешь себя грубо, мучаешь людей?».
Халиф был решительно настроен отправить Абу Зарр в ссылку, а потому сказал ему:
«Ты должен уехать из Медины».
Абу Зарр сказал: «Ты тоже мне надоел, и я не хочу оставаться с тобой в одном городе, только вот куда мне ехать?».
Усман сказал: «Можешь ехать туда, куда пожелаешь».
Абу Зарр сказал: «Тогда я вернусь в Шам, потому что там идет джихад с врагами Аллаха».
Усман сказал: «Я привез тебя сюда, чтобы ты там не наводил беспорядок, и не могу тебя больше туда отправить».
Абу Зарр: «Мне уехать в Ирак?».
Усман не согласился и на это.
Абу Зарр: «Поехать в Египет?».
Усман опять сказал: «Нет, не пойдет».
Абу Зарр: «Так куда же мне ехать?».
Усман: «Ты должен уехать в пустыню, чтобы не иметь связи с людьми».
Абу Зарр: «Неужели я должен опять вернуться в пустыню после того, как я переселился из пустыни?».
Усман: «Да».
Абу Зарр: «Тогда я отправлюсь в пустыню Неджда».
Усман: «Нет. Ты отправишься в ар-Рабазу, расположенную далеко на восток от Медины, и не будешь оттуда никуда выезжать».
Когда Абу Зарр услышал об ар-Рабазе, он сказал:
«Аллах велик! Посланник Аллаха сообщил мне все правильно. Посланник Аллаха заранее рассказал мне обо всем, что со мной произойдет».
Усман: «Что он сообщил?».
Абу Зарр: «Он сказал, что меня не оставят в Мекке и Медине, и я умру в пустыне ар-Рабазы».
Др. Хайдар Баш
[1] Асхаб-и Имам Али, с. 109.
[2] Асхаб-и Имам Али, с. 116.
[3] Ад-Дараджат ар-рафи’а, с. 243; Шарх Нахдж аль-балага, т. 3, с. 54.
[4] Умдат аль-Кари, т. 4, с. 291; аль-Гадир, т. 8, с. 333.
[5] Ад-Дараджат ар-рафи’а, с. 243; Шарх Нахдж аль-Балага, т. 9, с. 247, 248.
[6] Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 348; Шарх Нахдж аль-Балага.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. источник: "Ehl-i Beyt" Prof. Dr. Haydar Baş/интернет-газета "Yeni Mesaj" на турецком языке
Доп. видео: "Haydar Baş videolari" на турецком языке