Возвращение дуэта Николаса Джаара и Дейва Харрингтона, скрестивших рок-психоделику с медитативным минимал-хаусом.
Когда музыкантам нечего сказать, они любят расслаивать творчество на альтер эго. Артисты сочиняют образы и переносятся в чужие измерения, теряя свою индивидуальность. Но в случае Николаса Джаара каждый сайд-проект (независимо от жанра, названия и настроения) не воспринимается обезличенным. Новые имена для него — повод для сортировки музыкальных предпочтений, поэтому даже за грудой псевдонимов он остается Николасом. Артист смело жонглирует никнеймами, потому что даже если он выложит релиз анонимно, критики сразу все раскопают и определят автора — так случилось с проектом Against All Logic.
К 31 году Джаар испробовал все и стал классиком новой электронной сцены. Он звенел цепями, вырезал сэмплы из старых радиоэфиров, синтезировал искусственные звуки и играл на живых инструментах. Результат получался разным: от пещерного даба с племенными отбивками до минимал-хауса из комнаты грустного чикагского сноба. Порой Николас вспоминает величие психоделических гитарных соло, а порой не стесняется монотонной и интровертной прямой бочки.
Один из ключевых альбомов артиста, Sirens, мечется от 9-минутных эмбиент-полотен к напористому поп-панку и блюзу. Релиз наглядно показывает мультижанровость Джаара и наследие, которое он перемалывает — от Aphex Twin до Depeche Mode. Сирены здесь — символы тревоги, но не топорной и бьющей в лоб, а поэтичной. Музыка Джаара расцветает в полутонах: когда неожиданный синт заставит вас заглянуть в плеер, окажется, что вы все еще на середине первого трека.
Сегодня ностальгичный хаус застрял в клишированном треске драм-машин Roland-909 — инструмента, благодаря которому был изобретен жанр. В проекте 2012-2017 Николас разнообразил типичные квадратные ударные и винтажные сэмплы своим подходом к сведению и подбору текстур. Этот сборник случайных демок и набросков считается одним из лучших хаус-проектов на портале Rate Your Music.
В прошлом году у Джаара вышло два противоположных релиза — танцевальный 2017-2019 и угрюмый Cenizas. Обе пластинки случайно отразили, как карантин надломил ажиотаж индустрии перед весенним сезоном. Динамичные пост-клубные вечеринки резко перешли в самокопание и разбор микрозвуков на винтики.
DARKSIDE — дуэт Николаса Джаара и мультиинструменталиста Дейва Харрингтона, игравшего для El Topo и Bladerunner Trio. Музыканты сотрудничают с начала 2010-х, а первый релиз выпустили в 2013-м. Они успешно совместили ритуальную электронику с гитарными импровизациями, которые в чистом виде нашли бы своего слушателя в 80-х. После этого дуэт исчез на 8 (!) лет, поэтому его возвращение ощущалось как нечто триумфальное.
К сожалению, свежая пластинка идет по безопасному маршруту и вряд ли добавит что-то новое в дискографии обоих музыкантов. Это все еще закрытый показ для избранных — тех, кто любит погрузиться в звук, услышать каждую перкуссию на «Inside Is Out There» или прочувствовать бас-партию «I'm the Echo». Это музыка декораций, переосмысливающая арт-рок и синт-поп. Но из-за того, что саунд-дизайн здесь превалирует над идеей, альбом не ощущается классическим. Хочется провести параллель с Radiohead и Kid A: релиз тоже смешивал интеллигентную электронику с роком, но не концентрировался только на звуковых решениях и стал сильной упаднической историей. DARKSIDE этого не хватает — простор для смыслов они создали, но самих смыслов в нем нет.
Spiral чересчур нетороплив и переносит концепт на задний план, предоставляя двум продюсерам время для звуковых экспериментов. Из-за этого альбом воспринимается как чистая архитектура: все хлопки раскиданы по нужным точкам, а отрывочные гитары служат украшением фасада. Хитрый продакшн — не всегда признак хорошей песни, а отточенное ремесленничество нередко становится ограничением.
Spiral прекрасен как аудиоэкспериенс, но не как полноценный музыкальный альбом. Николас и Дейв — настоящие исследователи и гики, в очередной раз сделавшие матерериал «для своих», к которому вряд ли захочется возвращаться.