Найти в Дзене

Сподвижники Имама Али: Абу Зарр аль-Гифари

Сподвижники Имама Али: Абу Зарр аль-Гифари
Сподвижники Имама Али: Абу Зарр аль-Гифари

Абу Зарр аль-Гифари, которого изначально звали Джундаб ибн Джунада, был родом из племени Гифар. Это племя, целиком состоявшее из многобожников, поклонявшихся идолам, поселилось между Меккой и Мединой. Это было плохое племя, которое своими набегами и грабежами стало притчей во языцах.

Абу Зарр провел свою юность в идолопоклонстве, но однажды он отправляется в пустыню пасти овец и захватывает с собой идол. Он оставил идола на месте и отошел по нужде в сторону. Когда он вернулся, его взору предстала удивительная сцена. Он увидел, как лисица осквернила своими экскрементами идола, а он ничего не смог с этим поделать, и сказал: «Что это за бог такой, раз он не может уберечь себя в пустыне от лисицы? Как же он нас убережет?».

Увидев это, Абу Зарр перестал поклоняться идолу, уверовал в единого Аллаха и начал ему поклоняться. Перед тем, как посетить Посланника Аллаха (сав), Абу Зарр три года совершал молитву. Когда его время от времени спрашивали о том, в каком направлении он совершает молитву, он отвечал: «Я совершаю молитву лицом к тому месту, к которому меня направил Аллах»[1].

ПРИНЯТИЕ АБУ ЗАРРОМ ИСЛАМА

После долгих распросов Абу Зарр услышал, что в Мекке появился человек, заявивший о том, что он пророк. Чтобы узнать о нем побольше, Абу Зарр отправил в Мекку своего брата. По возвращении его брат принес следующую весть: «Он призывает людей к благому, предостерегает их от дурного, призывает их к возвышенным качествам».

Эта весть обрадовала Абу Зарра. Он решил лично отправиться в Мекку. Прибыв в Мекку, он понял, что увидеться с Пророком не так уж и просто. С одной стороны, он не был с ним знаком, не знал, где он живет, а с другой стороны, на Пророка оказывалось большое давление.

Он понял, что было бы опасно говорить кому-либо из курайшитов о том, что он ищет Мухаммада. Поэтому он сидел до вечера и не мог придумать, как ему встретиться с Пророком. Ночью, когда уже стемнело, он пожелал остаться в Заповедной мечети (Масджид аль-Харам).

Достопочтенный Али обратил внимание на появление чужака. Он подошел к нему и спросил его, к какому он принадлежит племени. Абу Зарр сказал, что он родом из племени Гифар. Али пригласил его к себе домой. Принявший это приглашение Абу Зарр остался ночевать в доме Али, но не раскрыл ему своей тайны, а Али ничего не спросил у него.

На следующий день Абу Зарр стал разыскивать Пророка, но так ничего и не добился. Вечером он вновь отправился в Масджид аль-Харам, чтобы провести там ночь. К нему снова подошел Достопочтенный Али и пригласил его к себе домой: «Разве еще не пришло время запомнить дорогу к себе домой?».

Благодаря этому деликатному приглашению Достопочтенного Али Абу Зарр провел еще одну ночь в его доме. В этот раз ни Али, ни Абу Зарр опять ничего не спросили. Однако, когда Абу Зарр уже уходил, он сказал Достопочтенному Али: «Я хочу тебе рассказать кое-что, если ты не расскажешь больше никому». Достопочтенный Али пообещал никому об этом не рассказывать. Тогда Абу Зарр рассказал ему о причине своего приезда в Мекку. Он сказал, что его основной целью было повидаться с Пророком.

Али ответил ему: «Завтра я отведу тебя туда, где находится Пророк, но если его враги узнают об этом, они доставят ему неприятности. Тебе лучше следовать за мной. Если по пути я встречусь с врагами Пророка, я сделаю вид, будто чем-то занят, а ты в это время продолжишь путь, и я догоню тебя позже. Если я с ними не повстречаюсь, ты будешь следовать за мной и войдешь в тот дом, в который войду я».

Как они и условились, Абу Зарр проследовал за Достопочтенным Али и удостоился встречи с Пророком[2].

Согласно преданиям, когда Абу Зарр явился к Посланнику Аллаха, он читал одну из сур Корана. Абу Зарр внимательно слушал его. После окончания суры Абу Зарр громко произнес: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник»[3].

Абу Зарр был четвертым или пятым человеком, уверовавшим в Пророка[4].

Поскольку он был одним из тех, кто уверовал еще в первые дни существования Ислама, он считается одним из пионеров Ислама.

Согласно Корану, степень тех, кто уверовал в Посланника Аллаха в первые дни его пророческой миссии, гораздо выше, чем степень тех, кто уверовал в него позже[5].

Историки подтверждают, что Абу Зарр вошел в историю как четвертый или пятый человек, уверовавший в пророческую миссию Пророка[6].

Абу Зарр аль-Гифари был ученым, праведным и в то же самое время мудрым и красноречивым человеком.

Ибн Хаджар приводит: «У Абу Зарра аль-Гифари было бесчисленное множество превосходных и благородных качеств»[7].

Став мусульманином, Абу Зарр начал сражаться вместе с Пророком на пути Аллаха. В то же самое время он был одним из близких и преданных друзей Достопочтенного Али. В своем труде «ар-Риджаль» Шейх ат-Туси приводит следующее предание: «Абу Зарр аль-Гифари был одним из великих сподвижников и искренних друзей Достопочтенного Али, принадлежал к «четырем столпам» (аль-аркан аль-арба’а)»[8].

По мнению Абу Зарра, у человека не может быть более страшной ошибки, чем поклоняться идолам, сделанным из обтесанных деревяшек. По этой причине Абу Зарр после своего пребывания в Мекке пришел к Посланнику Аллаха (сав) и спросил, что ему делать. Посланник Аллаха (сав) сказал ему: «Ты можешь проповедовать среди своих соплеменников Ислам. Теперь возвращайся в свое племя и ожидай моих повелений!».

Абу Зарр сказал: «Прежде чем вернуться к тебе, я донесу до этих людей голос Ислама и растопчу этот запрет».

Опираясь на это решение, он прокричал громким голосом: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник», когда курайшиты были заняты разговорами в Масджид аль-Харам. Согласно историческим свидетельствам, этот голос был первым голосом, открыто бросившим вызов курайшитам. Услышавшие этот голос курайшиты напали на него и жестоко избили.

Весть об этом дошла до дяди Пророка Аббаса. Он пришел в мечеть, чтобы спасти Абу Зарра, и сказал курайшитам: «Вы все торговцы. Ваши караваны проходят через земли племени Гифар. Если вы что-нибудь с ним сделаете, торговля курайшитов окажется в опасности, так что больше ни один караван не сможет пройти спокойно через эти земли».

Эти слова Аббаса заставили курайшитов отказаться от их затеи учинить расправу над Абу Зарром.

Они оставили Абу Зарра в покое. Однако Абу Зарр пришел на следующий день и снова произнес эти слова. Курайшиты снова набросились на него и сильно побили. Аббас вновь потворил сказанное им за день до этого и тем самым спас его[9].

Несколько дней спустя, когда Абу Зарр совершал обход вокруг Каабы, он увидел, как какая-то женщина обратилась к идолам по именам «Асаф» и «Наиля», попросив их о помощи, и очень расстроился. Он сказал этой женщине: «Пожени-ка этих двоих между собой…».

Женщина рассердилась из-за слов Абу Зарра и закричала:

«Ты стал мусульманином».

Курайшитские юноши услышали голос женщины и снова принялись избивать Абу Зарра. Однако группа людей из племени Бану Бакр помогла ему, вырвав его из рук многобожников[10].

Др. Хайдар Баш

[1] Хилйат аль-авлийа, т. 1, с. 157; Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 220.

[2] Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 224-225; аль-Исаба, т. 4, с. 63, 64; аль-Исти’аб, т. 4, с. 62, 63.

[3] Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 223.

[4] Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 224; Усд аль-Габа, т. 1, с. 30; аль-Исаба, т. 4, с. 64; аль-Исти’аб, т. 4, с. 62.

[5] Сура «аль-Ваки’а», аяты 10-11.

[6] Тахзиб ат-таххиб, т. 10, с. 101; Мустадрак аль-Хаким, т. 3, с. 384; аль-Ма’рифат ас-сахаба, т. 1, с. 457; Шарх Ибн Аби-ль-Хадид, т. 13, с. 224; Усд аль-Габа, т. 5, с. 186.

[7] Тахзиб ат-таххиб, т. 10, с. 102.

[8] Риджал-и Туси, с. 36.

[9] Хилйат аль-авлийа, т. 1, с. 158, 159; Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 225; аль-Исти’аб, т. 4, с. 63; аль-Исаба, т. 4, с. 64; ад-Дараджат ар-рафи’а, с. 22.

[10] Табакат Ибн Са’д, т. 4, с. 223.

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. источник: "Ehl-i Beyt" Prof. Dr. Haydar Baş/интернет-газета "Yeni Mesaj" на турецком языке

Доп. видео: "Haydar Baş videolari" на турецком языке