Сейчас стало очень модно ходить по психологам или психотерапевтам. Наметился такой тренд - прекрасный со всех сторон, заботиться о своем психологическом здоровье. Но есть в этом тренде одно большое НО.
Как этого самого психолога выбрать и не ошибиться?
Вы знаете этот анекдот про то, чем отличается обычный человек от психиатра? Кто первым белый халат надел - тот и психиатр. Отличный анекдот! И я советую его держать в уме, когда мы ищем психолога для себя.
Со мной как-то раз случилась забавная с одной стороны, а с другой немного жутковатая история.
Я долго была подписана на одну блогера психолога в Инстаграме. Мне нравилось читать ее посты, в написанном я видела смысл и у меня не было внутреннего противоречия между прочитанным и реальной жизнью. Конечно, как модный трендовый блогер она продвигала идею “Каждому по психологу!” и я в какой-то момент подумала: “Хм… Может, оно мне действительно мне надо?”
И обратилась к той самой блогерке за советом - помогите найти того самого психолога и лучше онлайн. Ведь первого попавшегося брать не хочется, хочется хорошего по рекомендации и возможно там, где научили адекватного психолога блогера, найдется еще один менее занятой, но все же еще хороший психолог. В общем, моя мотивация была понятна. И блогерка мне дала свои рекомендации, и я по ним честно обратилась.
Я связалась с девушкой психологом - написала ей, что я просто хочу попробовать психотерапию, мне кажется, что это может мне помочь снизить мою тревожность. Она мне прислала свой ценник (если можно так выразиться) и мы договорились о дне нашей первой сессии. Это была короткая переписка. Она не спросила сколько мне лет, беспокоит ли меня что-то конкретное, она не предложила созвониться и поговорить живым голосом, и она даже не объяснила мне как оплачивается ее сессия, она просто написала цену. Пора бы насторожиться.
Но я человек открытый и сомневающийся и я подумала, что наверное все это должно произойти на нашей первой сессии. Это же типа первая сессия знакомство, правильно? Раз она не прислала никаких пояснений как оплачивается ее работа, то наверное это происходит после того, как мы решим, что мы продолжим наше общение. Мне кажется, что это было бы логичное объяснение.
“Какая тонкая работа профессионала” - даже подумала я на мгновение. Но это был первый звоночек, который я не хотела слышать.
Напомню, что сессия была в формате онлайн, и мы связались по скайпу. Передо мной на экране сидела молодая девушка со скучным выражением лица и немного растрепанными волосами.
И я подумала: “Психолог тоже человек и может выглядеть неидеально, так? Катя, не будь такой строгой к людям”
Мы начали сессию. Я хотела спросить ее о том, где она училась. Она это вкратце рассказала и даже показала какой-то сертификат со своего стола. Я начала говорить о себе сама - рассказала, что у меня нет никакой сложной психологической ситуации, но я испытываю тревожность. Я говорила, что материнство не дается мне легко, что мне бывает грустно и часто у меня есть ощущение, что у меня просто нет сил ни на что.
Голова в экране активно щурилась с серьезным выражением лица и изредка кивала.
Я думала: “Вникает в проблему! Наверное, хочет выслушать меня и оценить мое психологическое состояние”
Молчание в паузах моего рассказа меня стало немного напрягать. Я сижу перед экраном и что-то вроде изливаю душу абсолютно незнакомому мне человеку, который перед этим показал какие-то бумажки, что он сертифицирован быть психологом. Я стала пытаться завести с этой девушкой что-то вроде беседы.
Я спросила ее что она думает по поводу того, что я ей только что сказала. Я не могу точно передать нашу беседу потому что это все же достаточно личные для меня вещи, но в какой-то момент я поняла, что этот психолог воспринимает мои проблемы с материнством как надуманные вещи. Как она говорила, что я сама себя “накручиваю”. Это не звучало грубо, но странновато, и я спросила, есть ли у нее самой дети. “Нет, у меня нет детей”.
И тут я начала немного прозревать. Я увидела перед собой совершенно юную девушку, наверное, вчерашнюю выпускницу факультета психологии.
“Да, ей наверное сложно понять о чем я говорю, раз у нее нет своего достаточного опыта. Но черт побери, они же там наверняка это проходили. Может, она предложит какой-нибудь новый продвинутый метод борьбы с родительской тревожностью”
Я с упорством мыши поедающей кактус продолжала вести эту странноватую беседу. Я скажу красивее - я не теряла надежды, что передо мной сидит специалист и мне хотелось просто дать ей шанс проявить себя и дать себе возможность получить полноценный опыт общения с психологом.
Но тут беседа сделалась совсем неуклюжей. Эта юная слегка растрепанная красавица постоянно путала мое имя и обращалась ко мне по имени Настя. Я как добрый самаритянин мягко поправляла ее, и напоминала, что меня зовут все же Катя. Когда она спутала мое имя в 8 или 9 раз, я начала уже сердиться и сказала, что это несмешно. “Запомните как меня зовут, пожалуйста”. И тут произошел такой прекрасный психологический трюк, что я просто обалдела. Она мне сказала, что, наверное, у меня есть какой-то значимый человек с таким именем и поэтому она все время так ко мне обращается.
“Погодите, но это же вы путаете, а не я. Наверное, это у вас есть такой человек.” - “Нет, я чувствую, что вам больше подходит имя Настя”
Такой алыверды мой осознанный мозг уже не мог вынести.
Моя воспитанность не позволила послать эту девицу сразу туда, куда мне очень хотелось ее послать, я просто сказала, что
“Нет, у меня нет проблем с моим именем. Я его обожаю, меня назвала Катей моя любимая бабушка и почему я должна даже думать об этом?”
Ответ меня поразил. Она сказала что-то вроде: “Я так чувствую”. А дальше был спиритический сеанс, потому что она уверила меня, что соединилась с моим энергетическим полем и оно просто сквозит именем Настя. “У вас наверняка есть значимый человек с таким именем, подумайте об этом”.
Я на секунду действительно постараюсь подумать об этом. Я знаю столько Насть - и все прекрасные девушки.
Но боже мой, сколько еще я знаю Наташ, Маш, Марин. А Ольги просто ходят хороводы вокруг меня. Почему эту девушку заклинило на этом имени?
После спиритической части нашего “психологического” сеанса я поняла, что вести конструктивную беседу дальше будет просто невозможно. Я перестала просто ее воспринимать, большего количества бреда я не могла переработать. И я старалась спокойно, без скандалов поскорее свернуть наше общение. Напоследок, это создание мне дало “рекомендацию” попробовать подумать о себе в контексте другого имени.
“Постарайтесь думать о себе, будто вы Настя, а не Катя и поживите так ну, например, недельку”. Я молча закончила эту беседу. Это был какой-то прикол, а не сеанс у психолога.
Когда наш звонок закончился, я долго, очень долго думала.
Во мне поднимался гнев. Я поняла, что только что потратила час своей жизни на общение с абсолютно неквалифицированным специалистом. Я пыталась говорить с этим человеком о том, что меня волнует и даже была готова открыться и говорить о своих уязвимостях, но с той стороны был не психолог, а просто девочка, которая судя по всему решила, что психолог это не пыльная и хорошо оплачиваемая работа, где не надо делать ничего, кроме как щуриться и говорить буквально первое, что взбредет в голову.
Я не психолог, но даже я знаю, что имя человека это чуть ли не центр его идентичности. И будь я реально психически или психологически нестабильна после такой сессии я могла вполне реально получить самое настоящее диссоциативное расстройство, если бы стала следовать этим “рекомендациям”. То есть, я могла бы усугубить свое нестабильное состояние и привести себя к самому настоящему расстройству психики. Пора и психологам следовать завету “Не навреди”, но я все же сомневаюсь, что эта девушка была психолог, несмотря на ее дипломы, сертификаты и подружек блогерок.
На этом бы хотелось закончить эту историю, но у нее есть продолжение.
После сессии когда у меня окончательно сошла белена с глаз я написала девушке, что считаю, что наше общение не вышло, и прямо указала причину: что она называла меня чужим именем и пыталась сделать так, чтобы это стало моей проблемой. Я прямо написала, что не считаю ее психологом из-за ее методов, и что дальше никаких сеансов можно не планировать.
Она стала требовать оплаты своих услуг (недешевых между прочим) и стыдить меня, что я потратила ее время, и что вообще она написала мне цену и мне надо ей срочно заплатить. Мне было уже смешно читать ее требования, потому что она даже не потрудилась мне прислать как оплачивать ее “услуги” не говоря о том, что я открыто сомневалась, что она психолог, а не спиритическая ведунья.
Когда мне стали поступать угрозы и обзывательства, я со спокойной душой ее заблокировала и поклялась, что больше никогда…
Не думаю, что дело в том, что все психологи плохие. Я искреннее считаю, что со своими психологическими проблемами надо работать - узнавать себя, помогать себе успокаиваться и не копить тревожность, надо принимать свою жизнь и видеть свои возможности и ограничения. Неплохо если рядом есть тот, что в этом разбирается и может действительно помочь и направить, а не усугубить и сделать хуже.
Но несмотря на несуразность ситуации я сделала свои выводы и о себе самой:
Первое, я все же психически стабильна, раз не поддалась на провокации сменить имя “чтобы просто посмотреть что будет” и смогла отстоять свою идентичность.
А второе - и самое печальное - наверное, я слишком уступчивая и даю шанс там, где его не стоит давать. С первых сообщений было понятно, что что-то не то, но я сомневалась в своих ощущениях. Надо было сразу прекратить общение как только мне бы это стало некомфортно, но я зачем-то продолжала эту беседу и ждала, что вот сейчас что-то изменится.
Пожалуй, обсужу это со своим следующим психологом (если его найду)
Катя
#katya-bodyandmind