Найти тему

Проблемы исповеди на приходе: одни и те же грехи каждый раз. Что делать?

Т.е.проблема в том, что покаяния каждый раз по сути не происходит, а на исповеди грехи перечисляются стандартным сокращенным набором, и в следующий раз снова тем же текстом. И так годами и десятилетиями. Является ли это в точном смысле исповедью и покаянием, и что здесь не так?
В действительности покаяние – это процесс во времени с реальным улучшенным результатом, а не разовое пафосное состояние души. То есть, если изменения во времени с улучшением результата не произошло (и тем более не предполагалось), то и покаяния тоже не было и не предполагалось.
Главная проблема здесь та, что приход – это место, куда люди проиходят, как правило, по следующей мотивации: 1) из обрядового мышления. Если совершил некие обряды — то уже наступило некое успокоение. По сути, это обрядовая психотерапия; 2) место тусовки и обсуждения общего круга интересов. Бабушки обсуждают, напр., как растут огурцы на грядке, прихожанки среднего возраста – что и как в семье и на работе, молодежь на клиросе – тоже что-то своё веселое между собой, в т.ч.и во время служб. У всех своя дружба.
То есть, никому не нужно всерьез избавление от грехов, они никому не мешают и не чувствуются, все заняты другими важными делами. Между тем, Бог — это такое, скажем так, место или состояние, куда можно прийти и встретиться с Ним только сбросив с себя и избавившись от соответствующих препятствий. Если эти препятствия не чувствуются (а они есть и должны чувствоваться), то это признак того, что человеку не нужен Бог, он Его не ищет и не стремится к Нему, а стремится к чему-то другому.
Поэтому стандартное состояние и норма – когда человек постоянно чувствует свои конкретные основные страсти и грехи, и при подступлении одной или другой немедленно усиливает обращение к Богу об избавлении от нее, что и составляет главный предмет его внимания каждый день и главное его занятие.
Один из (многих) известных классических текстов о такой норме поведения: Иоанн Кассиан Римлянин, в «Собеседованиях» – собеседование 10 аввы Исаака, фрагмент 10, где при подступлении той или иной страсти, которые последовательно перечисляются, применяется стих Пс.69,2: «Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». (В нынешнем русском переводе Иоанна Кассиана этот стих  переведен с латинского оригинала в PL 49, поэтому там текст немного другой.) В любом случае варианты конкретной молитвы могут быть разные (см.также ранее упомянутую статью А.Г.Дунаева об истории Иисусовой молитвы в издании Макария), главное в тексте молитвы – присутствие Имени Бога.
Или см.пример из «Откровенных рассказов странника», где офицер рассказывает, как избавился от страсти пьянства: как только хотелось бежать в лавку за бутылкой – начинал читать главу из Евангелия, и после этого страсть отступала.
Таким образом, это и есть нормальная модель поведения верующего человека: постоянно чувствовать свои конкретные грехи с сокрушением о них, свергать с себя каждый раз нападения конкретных грехов путем призывания Имени Бога, взамен за что после Причастия, как это нередко бывает, (либо в иное время) к нему придет состояние богообщения, которое и составляет для него главную ценность, и при этом неважно: в этой жизни или в будущей, т.к.это состояние уже здесь вечное и поэтому продлевается и после смерти. Его уже сейчас нужно стремиться достигать как главную цель, а если не достигнешь здесь – то и в будущей жизни это будет, скорее всего, маловероятным.