Найти в Дзене
РБК Тренды

Ваши внуки не будут изучать эти предметы в школе

Оглавление

Образовательная среда постоянно меняется. 110 лет назад в школах стандартным предметом был «Закон Божий», а 40 лет назад — «марксизм-ленинизм». В соответствии с влиянием времени курсы учебных заведений регулярно обновляются. Разбираемся, какие классические предметы могут гипотетически исчезнуть из школ будущего

Фото: Ivan Aleksic / Unsplash
Фото: Ivan Aleksic / Unsplash

История

Один из авторов на крупном зарубежном портале Debate Wise предлагает несколько аргументов, согласно которым преподавать историю в школах опасно и вредно.

Манипуляция. Даже если авторы учебников не ставят цель намеренно исказить события прошлого, этот предмет особенно уязвим для предрассудков и домыслов. Например, у автора этой статьи в 7-м классе была учительница истории, которая считала, что «Россия не проиграла ни одной войны». Разумеется, это неправда, и опровергающих примеров множество — от Ливонской до Крымской войны. Подобные реплики приводят к предвзятости, которая может негативно влиять на знания учеников.

Недосказанность. Часто учителя могут умалчивать о «черных страницах» истории страны. Например, в Турции все еще не рассказывают детям о геноциде армян, который произошел в Османской империи в 1915 году.

Упрощение. Школьники узнают только о «главных фактах», так как даже в насыщенную программу невозможно вместить все существование человечества. Более того, некоторые учителя попросту заставляют заучивать даты, не объясняя ничего вокруг них. Это приводит к «механизированному знанию», которое вызывает у учеников только отвращение.

Неподготовленность. История — не техническая наука, где есть абсолютные максимы вроде теории умножения. Чтобы изучать прошлое и не принимать на веру противоречивые факты, нужно обладать аналитическими навыками и умением сортировать информацию. А школьники не всегда владеют критическим мышлением.

Фото: Element5 Digital / Unsplash
Фото: Element5 Digital / Unsplash

Физкультура

В Техасе с 2007 по 2011 годы проводилась специальная программа «Fitness Now». Она должна была способствовать популяризации уроков физкультуры и обошлась бюджету штата в $37 млн. Однако исследование, проведенное в 2018 году, продемонстрировало: проект имел противоположные результаты — дети стали реже заниматься спортом и больше пропускать занятия. Авторы научной работы выдвигали целый ряд потенциальных причин, главной из которых было увеличение буллинга и насмешек над «неспортивными» ребятами. Похожие аргументы в пользу того, чтобы уроки физкультуры перестали быть обязательными, выдвигались и другими людьми. У многих школьников просто нет желания тратить полтора часа каждую неделю на бег и прыжки через скакалку. Они скорее посвятили бы это время интересной книге. Однако такие дети становятся легкой целью для насмешек, часто с молчаливого согласия тренеров. Кроме того, нередко уроки физкультуры травмоопасны, приводят к переломам и растяжениям.

Биология, химия, физика, математика

В последнее время в разных частях мира некоторые эксперты высказывают мнение, что в школе нелогично преподавать технические и естественнонаучные предметы отдельно. По их мнению, это только «распыляет» внимание школьников, что ведет либо к полному забыванию изученного, либо к простой зубрежке фактов. Вместо этого предлагается проводить уроки STEM (аббревиатура от Science-Tecnology-Engineering-Mathematics, общее наименование для технических наук в английском). Это приведет к большей эффективности, лучшему фокусу на общих процессах и развитию мышлению в целом.

Вообще все предметы пора упразднить

Фото: Ben White / Unsplash
Фото: Ben White / Unsplash

Футуролог Терри Хайк предложил еще более радикальную концепцию, согласно которой в школах будущего не останется ни одного из существующих сейчас предметов. Они будут переосмыслены в сторону более полезного образования, которое будет состоять из восьми главных направлений.

Грамотность. Навыки правильной и изящной коммуникации.

Паттерны. Как и почему образуются закономерности, стоит ли их избегать и как с ними работать.

Система. Вселенная и ее самые небольшие частицы.

Дизайн. Соединение креативного и аналитического мышления.

Гражданская позиция. Рефлексия по поводу взаимозависимости. Здоровый патриотизм.

Данные. Определение и использование информации в традиционных и новых формах.

Исследования. Идентификация, оценка и обобщение разносторонних идей.

Умение думать. Нюансы мыслительного процесса.

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Школьные отличники работают на троечников. Популярный миф или чистая правда?

Одних бьют, другие учатся неделю: абсурдные школьные практики вчера и сегодня

Вашему ребенку грозит опасность: распознаем токсичные школы

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!