Найти в Дзене
Mayangelynn

"Отец" с Энтони Хопкинсом в главной роли. Анализ фильма

Энтони, очень и очень пожилой человек, наслаждается прослушиванием оперы в любимом кресле у себя дома, в дорогой квартире, где каждая вещь ценна для него и сама по себе, и находится на своем месте.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

И вроде бы все на первый взгляд гладко, но у Энтони уже несколько лет развивается старческая деменция,у него провалы в памяти, и привычный комфортный образ жизни он может вести только благодаря дочери Энн. Дочь, тоже уже немолодая дама, оплачивает для него сиделок и сама приходит каждый день помогать отцу. Энн уже давно в разводе, одинока, ее личная жизнь не складывалась. И вот наконец у нее появляется любимый мужчина, там все серьезно, она намерена полностью изменить свою жизнь, переехать к нему в другую страну.

Сложность еще в том, что Энтони со своим вздорным характером постоянно выживает сиделок, и приходится искать новую. Несколько лет назад, когда Энн еще была замужем, она брала отца пожить к себе, на время поисков очередной сиделки. Закончилось это плохо, ссорой с зятем, и в итоге разводом Энн.

И вот Энн объявляет отцу, что собирается уезжать насовсем, и уж поскольку он отвергает сиделок, то придется.. придется поместить его в пансионат.

Это событие настолько ошеломляюще для старика, что он просто отказывается его принимать. Он не осознает переезд в пансионат, ему кажется, что он по-прежнему дома.

И с этого момента мы видим картину происходящего в основном глазами Энтони. И становится трудно понять, где реальность, а где игры разума. Где прошлое, а где настоящее. Границы размыты. Кажется, его разум начинает отчаянную борьбу за существование, цепляясь за воспоминания, эмоции, имена, за живых и мертвых.

Я честно пыталась восстановить хоть как-то хронологию событий и понять, где тут правда. И кое-что понять удалось. В повествовании присутствуют некоторые события, которые Энтони хорошо помнит в деталях, они для него очень значимы.

Например, ужин с курицей и ссора с зятем, из прошлого, когда Энтони прожил несколько недель с ним и дочерью в их доме. Зять не разделял матерински-всепрощающего отношения жены к больному отцу, и задал ему откровенный вопрос, а сколько собственно старик собирается еще тут торчать и мучить свою дочь? Ссора оставила след в душе Энтони, и он возвращается и возвращается к этому воспоминанию, путая так сказать обстоятельства времени и места, меняя телами своих родственников, сиделок и персонал пансионата.

Особая история - это смерть младшей любимой дочери, художницы, совсем еще молодой. Можно предположить, что эта трагедия подкосила всю семью. И возможно никто так до конца и не оправился от этого. Энтони не помнит о гибели дочери. Для него она жива, просто почему-то давно не навещала отца. Куда она запропастилась, спрашивает он у Энн. Он скучает и тревожится, поглядывая с трепетом на картину Люси, что висит на стене в его квартире. Он наделяет внешностью дочери новую сиделку, которая пришла знакомиться. И вот наконец всплывает реальное воспоминание - Люси, лежащая в больничной палате, после аварии, последний раз, когда отец видел ее живой.

В сюжете достаточно драматических линий, и линия Энтони одна из. На ней сосредоточено внимание зрителя, но рядом неслышно проходят жизни его дочерей, одной живой, отдавшей отцу кусок жизни, другой - ушедшей, призрак которой он никак не может отпустить.

Живя дома, Энтони хоть и чудил, но все таки был собой. В казенном учреждении его личность стремительно разрушается. И вот в финале он будто просыпается, видит реальность перед собой, но не знает, кто он и где находится. А для нас, зрителей, все становится на свои места.

Очень жаль героя, жаль его бесславно закончившейся жизни.

Но также жаль, что Энтони, когда в своем уме - эгоцентричный и упрямый старый пень, язвительный и черствый, которого не интересует ничего, кроме своего комфорта, своих часов и квартиры с обстановкой. Он бывает очень мил со своей старшей дочерью Энн, но его не очень волнует ее жизнь, ее трудности и горести. Он не упускает возможности сорвать на ней зло, подколоть, уязвить, обесценить, сравнить с покойной женой, к чьей памяти он не питает никакого уважения. Говорит ей жуткие вещи, подозревая в намерении лишить его квартиры. За свою квартиру он крепко держится вставными зубами, это последний оплот его угасающей жизни. А вовсе не любовь и уважение дочери.

Наверное, младшей покойной, которую Энтони объявлял своей любимицей, при жизни доставалось не меньше ядовитой критики и придирок.

Для меня фильм еще и об этом, об истинных ценностях.

Кстати, пощечин старику надавал не зять, нет. Ему их надавал медработник пансионата с неприятным лицом( да простит меня актер, классно исполнивший две роли). Это его метод ставить на место пациентов с характером. Увы и ах(