Доброго дня и хорошего настроения, дорогие читатели!
Изысканная белоснежная посуда с пущенным по ней лаконичным синим узором нисколько не уступает по красоте более привычной одноцветной белой. Она уже стала классикой и мы привыкли к сине-голубому рисунку гжельской посуды, но мастера пришли к ней далеко не сразу. Мне захотелось углубиться историю этого старинного промысла, результатами изученного делюсь с вами.
1. «Цветет» знаменитый так называемый «Гжельский куст», в который входят 27 соседних деревень, в шестидесяти километрах к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе Подмосковья. Здешний глиняный промысел берет начало со времен Ивана Калиты (XVI век). И даже во времена крепостного права гжельские художники были свободными.
2. И уже в XVII веке глину здесь начали разрабатывать в промышленных масштабах. Местные жители занялись глиняным промыслом, чтобы заработать на пропитание, ибо земли в тех краях были малоплодородными. Игрушки, керамическая утварь и изразцы для печей отправлялись в столичную Москву, благо она была не так далеко.
Но главное, по приказу царя Алексея Михайловича из Гжели начали поставлять посуду для нужд аптек и алхимиков.
3. Вначале керамические изделия гжельские мастера расписывали разноцветными красками и покрывали свинцовой глазурью. По первости производили более простые майолику и фаянс, несмотря на высокую оценку местных глин самим М.В.Ломоносовым. И только в XIX веке в этих местах начали производить фарфоровые изделия.
4. Появление синей гжельской росписи
Искусство росписи фарфора синими кобальтовыми красками восходит к древним китайским мастерам. Такая посуда поставлялась в Европу и настолько полюбилась европейцам, что те сами стали воспроизводить ее. Этим занимались мануфактуры мейсеновская в Германии, виджвудская в Англии и делфтская в Голландии.
В 1800 году роспись синего цвета появилась в Гжели благодаря братьям Куликовым, обнаружившим неподалеку от деревни Володино высококачественную белую глину. Один из братьев работал на мейсеновском заводе в подмосковной деревне Перово и использовал для этого свои знания.
Братья тщательно оберегали секреты изготовления фарфора, пока, как рассказывают, 2 гончара, помогавшие им в работе, не проникли ночью в цех и не сделали схему печи, а также выкрали рецепт состава фарфора. После чего основали собственное производство, которое с каждым годом все больше расходилось по соседним деревням.
Однако уже в 50-е годы производство пришло в упадок, не выдержав конкуренции с кузнецовским фарфором.
5. Во время Гражданской войны возникли артели, которые воспроизводили революционные мотивы в технике Гжели («агитфарфор»). Сегодня на аукционах в Лондоне такие изделия оцениваются не в одну тысячу фунтов.
6. В 30-е годы на гжельской фабрике «Фарфоровая головка» выпускались различные детали для детских кукол.
7. 1946 год можно назвать годом возрождения гжельского фарфора. Для работы над ним была привлечена художница Наталья Ивановна Бессарабова, которая воссоздала старинные узоры, упростив их и унифицировав под массовое производство.
8. Современные изделия из Гжели создаются уже из привозной импортной глины, чаще украинской, поскольку местные ее запасы давно закончились.
9. Расписывают изделия из гжельской глины мастера вручную кистью и иссиня-черной кобальтовой краской. От нажима кисти и направления мазка зависит интенсивность цвета. Всего мастера насчитывают 20 его оттенков: от голубого то темно-синего. После обжига изделия покрывают бесцветной глазурью.
В старину изделия из Гжели украшали ободком из настоящего золота или платины. И обжигали не один раз а в 3 или 4 этапа. И получалась настоящая царская посуда, гжельские мастера были единственными отечественными поставщиками фарфора Императорскому двору.
10. Самый знаменитый элемент гжельской росписи – стилизованная роза, которую еще в старину мастера прозвали «агашкой» по популярному в те времена русскому женскому имени Агафья. Знатоки утверждают, что «агашку» можно нарисовать всего одним движением кисти.
11. Еще один популярный мотив Гжели – птичка. Возможно в честь трясогузки, которую в старину называли «гжиолкой», промысел и получил свое название? Ученые по сей день гадают об этом.
12. Элементы гжельской росписи стали настолько популярными, что их мотивы используют модельеры и дизайнеры, оформляя сине-голубыми узорами одежду и помещения.
** Друзья, это далеко не все известные факты о знаменитом на весь мир русском промысле. Возможно, у вас есть такие изделия и вам известно что-то интересное о них. Мне будет приятно, если вы узнаете что-то новое из моей статьи и поделитесь чем-то интересным в комментариях.
Признательна вам за лайк или подписку. До новых встреч!)