Ни одна дискуссия не вызывает у меня состояния столь близкого к раздвоению личности, как спор о том насколько была прекрасна (невыносима) жизнь в СССР.
Поскольку развал СССР разделил мою жизнь на две практически равные части, то имею возможность сравнивать, что было до и после. И как только кто-то начинает описывать в розовых тонах советскую действительность, у меня сразу же находятся аргументы против. Когда же начинают рисовать жизнь в советский период, как полный ужаса мрак, я немедленно нахожу столь же убедительные доводы и против этого.
Сначала я относился к такому своему состоянию, как первым признакам психического заболевания или просто, как к собственной беспринципности. Но со временем всё же понял, что не бывает в истории периодов, которым можно дать однозначную оценку. Если это, конечно, не война. На войне всё однозначно: вот враг, нужно с ним бороться. Или, когда грабители приходят в твой дом и пытаются уничтожить тебя, твоих близких. Тогда тоже всё однозначно.
Поэтому при разном отношении к советскому прошлому и капиталистическому настоящему, отношение к девяностым у меня однозначно отрицательное. Перестройка для меня - это колоссальный обман и мошенничество вселенского масштаба.
Представим, что мы все вместе жили в большом общем доме, который, как и любое сооружение, требует ухода и ремонта. И у жильцов всегда есть претензии. Но тут приходят ребята - небольшая группа - и начинают разогревать недовольство рассказами о том, как можно всё сделать хорошо в этом доме. Показывают картинки других домов. Указывают на проблемы.
Умные такие и убедительные парни. А когда им поверили и позволили заняться улучшением жизни в этом доме, он начали перестройку. Дом снесли. А то, что в холод и непогоду многим обитателям жить оказалось негде, назвали «не все впишутся в новую жизнь».
И стали строить новый дом. Но по ходу строительства выяснилось, что теперь дом не общий, а принадлежит этим ребятам, которые вроде обещали, что жить будет хорошо, но не уточняли, что не всем. Но раз теперь они хозяева, то и большую часть дома они выделили для себя. А тех, кто, к их сожалению, не умер от голода и холода во время перестройки, определили по чердакам и подвалам. Так мало того, ещё и плату за эти чердаки и подвалы назначили такой, чтобы им самим хватало на дома, виллы, яхты в дальних странах.
И, как вишенка на торте, назвали это всё «святые девяностые».
Потому после этих "святых" жильцы дома начали отходить от шока таких перемен и стали задавать вопросы. А законно ли всё это ограбление было? А бывают ли вообще законные ограбления?
И кажется этим ребятам, которые делали в девяностые, что хотели, что именно теперь беспредел начинается. Спрашивать откуда у вас то или это оказывается, по меньшей мере, неприличным.
Мне это напоминает ситуацию, когда вор, укравший у тебя деньги заявляет: «А ты в мой карман не заглядывай!».
И когда теперь с ними не соглашаются, они прилагают невероятные усилия, чтобы вернуть нас в то время, когда им было можно всё. А для этого нужно всего-ничего: организовать хаос, как был в девяностых. Любой ценой.
А народ-то поумнел. По крайней мере очень хочется на это надеяться.